Посторонние звуки при эксплуатации автомобиля всегда являются поводом для проявления бдительности. Примеров много – проворачивание коробки передач, завывание колес, слишком громкая работа двигателя. Также стоит отметить ситуацию, при которой стучит рулевое колесо при прохождении поворотов, неровностей и маневров, независимо от направления или резкости. Почему стучит руль? Чем грозит такая ситуация? Что предпринять?
Первичную диагностику можно провести самостоятельно, не обращаясь в специализированные службы и не ставя транспортное средство на эстакаду или в смотровую яму. Прежде всего, необходимо учитывать, откуда исходит стук:
1. Колесо. Чаще всего наблюдаются серьезные дефекты соединений, разрыв уплотнений, защищающих их от попадания пыли, деформация подшипников. Нельзя исключать и повреждения рулевых тяг, рейки, различных компонентов подвески, от стоек до амортизаторов.
2. Рейка. Шум, доносящийся со стороны рельса, указывает на деформацию вала, подшипников и других близлежащих элементов. В автомобиле, оснащенном системами ГУР или ЭУР, можно говорить об износе гидравлики, электромотора.
3. Рулевое колесо. Стук непосредственно от рулевого колеса говорит о дефектах рейки, либо выраженной коррозии на карданном валу.
Второй момент - это ситуация, при которой появляются посторонние звуки:
1. Стук при повороте рулевого колеса в одно из крайних положений может свидетельствовать о том, что дело может касаться неплотно затянутых крепежей. Вполне вероятно, что при резких маневрах они начинают болтаться, раскачиваться, ударяться о соседние элементы подвески или кузов.
2. Стучит руль на месте, когда автомобиль припаркован – нужно тщательно проверить рулевую рейку, убедиться в целостности тяг, отсутствии деформаций, надежности всех крепежей.
3. Стук рулевого колеса при движении - актуальны неисправности, аналогичные описанным выше, но при этом, более серьезное внимание нужно уделить элементам подвески. В особенности, если звуки становятся максимально выраженными и громкими при проезде неровностей, лежачих полицейских, ям. Вполне вероятно, что система рулевого управления в порядке, а вот стойки и пружины – пора менять.
Чем опасен стук по рулевому колесу?
Многие водители не обращают внимания на то, что стучит руль, проблема не столь серьезна и не заслуживает внимания и немедленного устранения, но такой подход в корне неверен, это может привести к целому ряду негативных последствий, в том числе:
- Усугубление повреждения. Посторонние звуки, как правило, указывают на вибрацию, механическое воздействие, которое распространяется не только на "стучащий" элемент, но и на соседние элементы. Эта вибрация приводит к прогрессированию поломок, появлению новых дефектов и необходимости сложного и дорогостоящего ремонта.
- Ухудшению управляемости. Появляется "мертвая зона", автомобиль неохотно слушается движений рулевого колеса, что затрудняет, а зачастую и делает невозможными резкие манипуляции. В конечном итоге все это может привести к аварии, и водитель просто не сможет объехать препятствия и увернуться от встречных автомобилей.
- Риск полной блокировки рулевого колеса. Проще говоря, оно просто "встает" или будет вращаться без механического соединения с колесами. О возможных последствиях подобной ситуации при движении по оживленной трассе говорить не приходится.
- Ухудшение комфорта поездки. Как уже упоминалось, причина посторонних звуков кроется не только в системе рулевого управления, но и в подвеске. Износ амортизаторов, стоек и стабилизаторов приводит к тому, что кузов автомобиля сильно трясется и подвеска теряет способность гасить вибрации, вызванные прохождением неровностей. Маршруты, проходящие по грунтовым дорогам и некачественному асфальту, превращаются в пытку как для водителей, так и для пассажиров.
Шаги по устранению появления стука в рулевом колесе
Причины стука при повороте рулевого колеса на место или выполнении других манипуляций указаны выше, но сейчас обсудим, какие шаги нужно предпринять, чтобы справиться с проблемой. Они определяются их природой, механизмом или элементом, в котором произошла поломка.
ШРУС (шарнир равных угловых скоростей)
Если во время поворота рулевого колеса до крайнего положения доносится стук, то это может быть связано с неисправностью ШРУСа, положение которого соответствует направлению поворота. Для диагностики необходимо демонтировать деталь и внимательно осмотреть ее. При отсутствии видимых повреждений будет достаточно очистки и смазки. Однако серьезные дефекты, такие как разрывы пыльников или деформации, требуют замены ШРУСа.
Рулевая рейка
Стук, возникающий при движении по неровностям, резких или плавных маневрах, может свидетельствовать о проблемах с рулевой рейкой. Причинами могут быть:
- Ненадежное крепление механических узлов. В этом случае необходимо подтянуть болты и гайки.
- Износ или деформация опорной стойки.
- Повреждение подшипников вала.
- Расшатывание или износ зубцов рулевой рейки, приводящий к образованию зазоров.
- Коррозия, которая может спровоцировать выход детали из строя.
- Износ прокладки, уменьшающей трение между компонентами системы
Диагностика неисправностей рулевой рейки требует наличия специального оборудования и помощи второго человека. Поэтому рекомендуется обратиться в сервисный центр для проведения тщательной проверки и устранения неполадок.
Кардан руля
Иногда стук может исходить из рулевой колонки, в частности, из кардана руля. Изначально это проявляется в виде тихих ударов при резких поворотах, но со временем проблема усугубляется, и стук может доноситься даже в статичном положении автомобиля. Причин может быть несколько:
- Износ шлицевых соединений между карданом руля и другими компонентами.
- Повреждение пыльника, приводящее к попаданию посторонних частиц и смазки.
- Деформация или заедание крестовин карданного вала.
Неисправности в рулевом механизме, передающиеся на кардан руля.
Для диагностики необходимо осмотреть кардан руля и найти источник стука. В большинстве случаев требуется замена детали или устранение неисправностей в прилегающих узлах.
Что ещё важно знать?
Помимо перечисленных выше компонентов, стук при повороте рулевого колеса может быть связан с:
- Амортизаторами. Изношенные или поврежденные амортизаторы также могут издавать стук, особенно при прохождении неровностей.
- Тормозными колодками. Неправильно установленные или изношенные тормозные колодки могут задевать диск или барабан, создавая шум.
- Колесные подшипники. Износ или повреждение колесных подшипников может привести к стуку при поворотах и движении на определенной скорости.
При появлении подозрительных стуков во время поворота руля необходимо как можно скорее обратиться на станцию технического обслуживания для диагностики и устранения неисправностей. Игнорирование этих симптомов может привести к более серьезным проблемам и дорогостоящему ремонту.
Ну а все необходимые запчасти Вы можете приобрести в нашем магазине