Научиться быть научиться быть зрелой личностью, это значит принимать решения на основе собственной воли.
Такая личность не будет с кем то бороться на работе, протестовать против своих родителей или учителя, употреблять алкоголь, наркотики и другие токсические вещества, не будет ходить на дискотеки, шумные мероприятия, где ты должен содрогаться под музыку и употреблять алкоголь, участвовать в каких либо азартных играх, сомнительных обществах, и не будет произвольно подпадать под влияние дурной компании.
Да, некоторые личности на подростковом этапе своего развития могут указывать, на то, что у них есть право на из выбор, но принятие любой информации с которой они столкнуться, особенно на основе манипуляции первичным эмоциональным отношением никакого выбора не оставляет и здесь фактор отсутствия воли играет в негативную сторону так как позволяет безвольно принять информацию, особенно это легко происходит в тех случаях, когда подростки против своих родителей и с ними борются, так как не всё проходит гладко со становлением смысло образующих ценностей.
Стать несогласным это значит выразить свою волю и заявить протест, но это является компенсацией (при общей ситуации декомпенсации) при отсутствии должного уровня развития воли.
Воля формирует ответственность, а ответственность формируется передачей полномочий и выполнением компетенций.
Контроль обучения в школе, контроль домашнего задания, контроль знания предмета, контроль учителями, вплоть до того, что, если учитель говорит, где взять лопаты, куда отнести мешки, что нужно после этого помыть руки — это формирование и приручение к безволию.
В таком случае потом могут говорить, а он был такой в школе прилежный, послушный и, например, связался с не с той компанией. Вот речь и идет о людях со сформировавшимся безволием, при этом оно ещё может осложниться конфронтацией с родителями и миром, также ещё одиночеством и отсутствием социальных связей и общество получает человека способного к каким-либо вариантам антисоциального в той или иной мере поведения от постепенного пьянства и деградации с посещением работы, и последующей её утрате, до самых неблагоприятных социальных последствий.
Для самих подростков борьба за свои права проходящие с протестом от влияния родителей является отстаиванием своего мнения потому что мнение других людей отличается от их мнения и они борются или пассивно подчиняются и принимают поведение родителей за образец его усваивая, либо только внешне соглашаясь и закрываясь от мира, таким образом имеются три варианта развития личности связанной с недостаточным формированием воли:
- борцы
- манипуляторы
- системные жесткие подавители
- внешне тихие несогласные
Указанные ситуации влияют потом на всю последующую жизнь и формируют особенности личности, иногда очень яркие и очень негативные, о общим будет направленность индивидуальной стратегии компенсации при недостатке воли и компенсационном формировании волевых феноменов.
Подростки с недостатком воли уязвимы для вредного информационного, внутри и межгруппового воздействия и легко усваивают негативную информацию с эксплуатацией эмоционального отношения, и указанная информация может способствовать формированию неблагоприятных личностных качеств и установок личности, а также крайне неблагоприятному социальному поведению.
Многие растройства на самом деле в основе имеют именно недостаток воли, например такие как растройства с агресивным провялением личности, растройства с зависимым проявлением личности.
Профилактикой является обучение принятию ответственности, взвешенной когнитивной, а не асоциальной оценке ситуации, отказ от контролирующего подхода и его замена на подход, устанавливающий компетентность и личную ответственность за результат.
Автор: Петров Евгений Анатольевич
Психолог, НЛП КПТ Психоанализ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru