Найти в Дзене
Кладовая психолога

Тревожные дети. Почему и что делать?

Оглавление
Убежище тревожной девочки. С вами психолог Горбова Е.В,
Убежище тревожной девочки. С вами психолог Горбова Е.В,

Статья для родителей тревожных детей и тех, кому правда необходимо научиться справляться с тревогой.

Сегодня мне хочется глубже рассмотреть причины возникновения тревожности. В предыдущих статьях мы разобрались с понятиями и определениями, узнали о типах и видах тревоги. Поговорили о способах диагностики. Даже со вторичной выгодой тревоги успели разобраться. Сегодня будем говорить о причинах, а точнее о особенностях тревожного типа личности и о том как сами родители усиливают тревожность своих детей, не всегда догадываясь об этом.

Сразу предупреждаю, в начале статьи вас ждет теория, которая заложит базу для нашего дальнейшего общения, тем более что там ничего сложного. Устраивайтесь по удобнее

Содержание статьи.

  1. Строение нервной системы
  2. Темперамент и связь с нервной системой
  3. Как воспитание формирует тревожность?

Давайте начнем. В глубокие подробности вдаваться не будем в этой статье, а возьмем только ту часть, которая нам будет интересна в разрезе тревожного типа личности.

Строение нервной системы. (База)

Почему я говорю про нервную систему? Потому что есть физиологические особенности, которые нельзя игнорировать. Они не плохие и не хорошие, а просто такие🙂 Наша задача учиться их осознавать и эффектно, в удовольствие с ними жить🙂 Готовы? Ну тогда, поехали!!!

Для начала обратимся к схеме ниже:

Сейчас важно сконцентрироваться=) Это база, которая просто необходима если вы хотите помогать себе в психологических вопросах.
Сейчас важно сконцентрироваться=) Это база, которая просто необходима если вы хотите помогать себе в психологических вопросах.

Нервная система человека состоит из двух основных частей: центральной и периферической. Центральная нервная система включает в себя мозг и спинной мозг. Мозг является главным органом нервной системы и контролирует все функции организма.

Периферическая нервная система состоит из нервов, которые соединяют центральную нервную систему с остальными частями тела. Она делится на соматическую и вегетативную нервные системы. Соматическая нервная система контролирует сознательные движения и ощущения, такие как движение мышц и восприятие боли, температуры и прикосновения. Вегетативная нервная система контролирует непроизвольные функции организма, такие как сердечный ритм, пищеварение и регуляция кровяного давления.

Симпатическая нервная система стимулирует возбуждение, увеличивая сердечный ритм, расширяя зрачки и повышая кровяное давление. Она также влияет на пищеварение, мочеиспускание и другие функции организма. Парасимпатическая нервная система, с другой стороны, отвечает за торможение и восстановление организма после стресса. Она снижает сердечный ритм, сужает зрачки и нормализует кровяное давление.

Именно эти системы вегетатики, а именно возбуждение и торможение характеризуют силу и слабость системы в целом.

Все, самое сложное позади🙂 Но, чтобы связать одно с другим, нам необходимо расшифровать еще одно понятие «темперамент».

Темперамент и связь с нервной системой.

Многие слышали и даже употребляют в своей речи слово: темперамент, но часто путают его с характером или не до конца знакомы со смыслом.

Темперамент и тип нервной системы тесно связаны между собой. Темперамент раскрывает нам поведенческие характеристики человека, его реакции на раздражители и стимулы, скорость и интенсивность этих реакций. Психолог, определяя тип темперамента, сразу учитывает и особенности нервной системы. Для работы это крайне важно, так как план терапии будет сильно отличаться.

Тип нервной системы это физиологическая основа темперамента. Грубо говоря то, что не меняется.

Далее нам понадобится.... 😁Уверена что 99% читающих эти строки знают или что-то слышали о типах темперамента. Их всего 4:

Флегматик, холерик, сангвиник и меланхолик. Знаете же?

Отлично, теперь нам понадобиться схема №2

Типы темперамента и особенности психических процессов

Темперамент псих-ика процессы
Темперамент псих-ика процессы

Из таблицы мы видим, что тип нервной системы определяет характеристики темперамента. Например, быстрая возбудимость и подвижность нервных процессов, реакций характерны для сангвиника, а медленная возбудимость и инертность - для флегматического.

Что же касается тревожного типа, то у него, “слабое возбуждение” и “слабое торможение” в процессах нервной системы, отсюда сомнения, с любым самым простым выбором – и человек просто не может остановиться на каком-либо варианте.

Давайте зафиксируем ключевые мысли:

  • Существуют различные типы нервных систем, а значит, и темпераментов. Это объясняет, почему некоторые люди нуждаются в особых подходах к общению, а дети - воспитанию. Каждый человек имеет свои сильные и слабые стороны, обусловленные генетически. Понимание своего типа нервной системы поможет выстроить правильный вектор саморазвития и относиться к окружающим с большим терпением.

Меланхолический тип темперамента и тревожный тип личности могут пересекаться у некоторых людей, но это не одно и то же и совсем не обязательно. Человек с меланхолическим темпераментом может быть склонен к глубоким эмоциям и переживаниям, но это не обязательно делает его тревожным типом личности. Аналогично, человек с тревожным типом личности может проявлять различные эмоциональные реакции, включая меланхолию, но это не определяет его темперамент.

  • И чтобы вы окончательно прониклись любовью и уважением к психологам, важно понимать, что у людей смешанные типы темперамента, чистых типов я не встречала и в тоже самое время есть свои уникальные доминанты. Опытный профессионал должен на уровне визуальной диагностики прикинуть, что за психотип, какая нервная система, какие телесные зажимы и с чем (плюс-минус) придётся иметь дело на консультации.

Ну как, вы еще держитесь?

Дальше будет интереснее: как из нас делали тревожных совсем простым языком=)

Как воспитание формирует тревожность? Родительские ошибки.

Повышенная тревожность — это проблема, которая затрагивает как взрослых, так и детей. Существует предрасположенность к тревожности, которая является личностной особенностью, однако тревожность также может быть сформирована, усилена или с компенсирована воспитанием.

  • Некоторые действия детей могут быть непонятными для родителя и не соответствовать его видению. Это может касаться как глобальных вопросов (например, выбор профессии, жены или мужа), так и простых поведенческих и вкусовых предпочтений.
  • Нестабильное эмоциональное состояние родителя также может повлиять на уровень тревожности ребёнка. Реакции родителя на различные ситуации могут быть непредсказуемыми и даже агрессивными. В результате ребёнок может чувствовать себя небезопасно и бояться проявлять себя.
  • Если на ошибку ребёнка родители реагируют агрессивно, вместо того чтобы дать ему вдумчивое разъяснение, то совершение ошибки начинает казаться чем-то действительно страшным. Если после этого следует наказание, то у ребёнка может закрепиться убеждение, что он любим только тогда, когда делает всё правильно. Однако все мы знаем, что без ошибок невозможно расти. Кроме того, если родитель не может объяснить последствия и следствия различных действий, то ребёнок может прийти к выводу, что весь мир состоит из непонятных правил и представляет собой хаос, что лишь усилит его тревогу.
Объяснение — это когда ребёнок полностью понимает сказанное, принимает информацию и как результат успокаивается, а не тогда когда родитель высказался по поводу 😐

  • Ограничение живого общения ребёнка со сверстниками и другими взрослыми людьми может привести к снижению его уверенности в себе. Он не получает возможность развивать лидерские и организаторские навыки, не получает дополнительную поддержку из вне.
  • Постоянный акцент на недостатках и сравнениях могут стать причиной формирования образа «Я плохой». Если родители постоянно ожидают плохого, то и фокус внимания ребёнка смещается на пессимистический настрой.
  • «Куда полез? Сейчас упадешь!», «Одень шарф – продует и заболеешь!», «Дай я сделаю!»

Желание спасти своего ребёнка, обезопасить его от всех невзгод на пути приводит к инфантильности, неспособности принимать решения и брать на себя ответственность. Меня до сих пор поражает количество детей, которые в 10 лет не умеют завязывать шнурки, приготовить себе завтрак, а потом мы удивляемся почему они вырастают такими не приспособленными к жизни.

Или такие еще установки: «Никому нельзя верить! Рассчитывай только на себя!» Мне понятно, почему так хочется настраивать малышей, но что им делать дальше? Да, некая опора должна появиться на себя, но это возможно только тогда когда не обесценены достижения маленького человека. Как при такой философии вырасти спокойным человеком? Как научиться выстраивать близкие доверительные отношения с партнером, коллегами?

🔴 Хорошая новость заключается в том, что тревожность можно преодолеть в любом возрасте. Запишитесь на диагностическую консультацию, которая ни к чему вас не обязывает, но поможет вам улучшить качество жизни.

Дальше больше, оставайтесь со мной. В следующей статье наконец перейдем к практике. Дам вам некоторые упражнения и способы приструнить тревогу.

А как же помочь своему ребенку?

Ваш психолог Катрина.