Найти в Дзене
Сам Себе Руль

5 минут и вы кое-что узнаете про устройство шасси автомобиля. Автоазбука для «чайников»

Оглавление

Муж и жена толкают автомобиль к автосервису. Муж говорит:

– И все-таки тот тип, который продал нам эту колымагу, в одном точно был прав...

– В чем именно?

– Эта машина на самом деле почти не расходует бензин.

___________________________________________________

Картинка с сайта perevozki-stolitsa.ru
Картинка с сайта perevozki-stolitsa.ru

Кто из вас, дорогие начинающие автолюбители, задумывался, когда учился управлять автомобилем, как он устроен? То есть, в принципе, куда заливать бензин многие худо-бедно знают и что делать, когда спустило колесо, тоже. А вот, если машина затроила в дороге, где-нибудь на трассе или где-нибудь, что-нибудь застучало, заскрипело, да просто загорелся какой-нибудь чек. Что делать?

Вариантов несколько, всё зависит от ситуации.

  1. Позвонить знающему другу.
  2. Проголосовать, может кто остановится и поможет.
  3. Допилить до ближайшей стояночной площадки с кафе, заправкой, где, возможно есть СТО.

Когда, примерно, знаешь, что случилось с машиной, то большинство решений обретают ясность и определенность по уровню проблемы.

Картинка с сайта voltman.su
Картинка с сайта voltman.su

А с другой стороны, когда знание об автомобиле переходит с уровня «вот эта штучка» или «железячка», до уровня знаний названия конкретной детали, то даже на СТО вам будет легче объяснить суть проблемы. А это порой может сэкономить денежку. Вам тогда точно не накрутят массу не нужных по данной проблеме услуг.

Вкратце, цель моей серии статей «Автоазбука для «чайников»».

Что такое шасси и где оно находится в вашем автомобиле

Всё просто на самом деле.

Есть двигатель, который урчит, выделяет выхлопные газы, ест бензин, ну и еще благодаря ему машинка может самостоятельно двигаться. Он делает автомобиль живым, он инициатор жизни почти всех его частей: и механических, и электрических. Без него самоходная тележка никуда не поедет, а в салоне не будет работать радио, кондиционер или печка, и свет гореть тоже не будет. В общем тоска.

Есть кузов – это куда мы помещаем на сиденья свои любимые тела, чтобы с комфортом переехать из точки А в точку Б. А еще к нему крепятся, если он несущий кузов, как у большинства современных легковушек, разные полезные для движения по дороге механизмы, например, колеса.

Картинка с сайта hdpic.club
Картинка с сайта hdpic.club

А вот всё остальное называют одним словом – шасси.

Это не какая-то конкретная деталь или узел, шасси – это комплекс узлов и деталей, соединенных в единую систему таким образом, чтобы машина могла двигаться, была устойчива на дорогое и, чтобы ей можно было управлять.

Какие бывают шасси

Их делят на 2 больших типа или категории, которые отличаются друг от друга конструкцией несущей части, куда крепятся все его элементы.

1. Рамная конструкция. Тележка таких автомобилей состоит из рамы, к которой крепятся все узлы, механизмы и детали. Автомобили на раме очень прочные, но зато и довольно тяжелые. Чаще всего такая конструкция шасси у грузовых машин и у настоящих внедорожников.

Картинка с сайта voltman.su
Картинка с сайта voltman.su

2. Вторая категория включает тип шасси, которое одновременно служит частью кузова автомобиля. Несущий кузов не такой прочный, как полноценная рама, но он лёгкий, что важно для легковушек. Только в этой конфигурации шасси возможно создание самых лёгких суперкаров.

Картинка с сайта aybaz.ru
Картинка с сайта aybaz.ru

Разработчики автомобильных компаний создают собственные типы несущих кузовов, которые различаются не только конструкцией, но и материалами, из которых они изготавливаются.

Из каких элементов состоит шасси

Поскольку шасси нужно для того, чтобы автомобиль довез своих пассажиров и груз из одного места в другое в целости и сохранности, его детали, да и вся конструкция в целом должны быть прочными по максимуму. И на это не должны влиять ни качество дорог, ни сюрпризы погоды, ни умственные способности водителя, ни его квалификация.

Современные шасси состоят из трех функциональных систем.

  1. Ходовая часть обеспечивает тягу машины и плавность хода. Состоит в свою очередь из:
  • мостов, заднего и/или переднего;
  • подвески;
  • колес.
Картинка с сайта uaz.sto-to-auto.ru
Картинка с сайта uaz.sto-to-auto.ru

2. Механизм управления. В него входят:

  • рулевое управление позволяет рулить не только куда нам хочется, но и куда предписывают знаки на дороге;
  • тормозная система очень важная часть автомобиля, ведь главное не разогнаться, а вовремя затормозить. Несколько иная функция у стояночного тормоза, но сути это не меняет. Тормоза сохраняют жизнь и здоровье всех, без исключения участников движения: людей и автомобилей.

3. Трансмиссия обеспечивает передачу динамической мощности двигателя на ходовую часть автомобиля. Тут побольше элементов:

  • сцепление;
  • коробка передач (механическая или автоматическая);
  • карданная передача (для заднеприводных);
  • главная передача;
  • дифференциалы;
  • полуоси.
Картинка с сайта voltman.su
Картинка с сайта voltman.su

Каждая система или функциональный узел состоят ещё из множества деталей и узлов, но в этой статье остановимся на этой малой части. Это поможет вам легче утрясти в своей голове уже прочитанное. Лучше меньше, да лучше.

Будет продолжение статей в этой рубрике, где вы обо всем постепенно узнаете.

Какие вас могут ожидать неисправности шасси

Какой бы крутой и навороченной не была ваша машина, это всё-таки железяка и она, как любой механизм может ломаться. От износа даже самых надёжных деталей ничто не застраховано. А с учетом наших, мягко говоря, в большинстве своем не очень хороших дорог и подавно.

Приведу несколько явных и неявных сигналов от вашего любимца, которые помогут вовремя отреагировать на «болезнь» автомобиля на стадии её развития. Это поможет сэкономить хорошие деньги, а то и сохранить ваше здоровье и жизнь.

И так.

При переключении передач возникают необычные шумы, что указывает на проблемы с ходовой частью.

Одна из наиболее распространённых проблем — увод автомобиля в сторону, вправо или влево. На это есть несколько причин:

  • что-то не так с геометрией колес;
  • слишком высокое давления в шинах или в них разное давление (одна может быть накачано нормально, а другое слегка спущено или перекачано);
  • деформированы рычаги подвески;
  • по-разному изношены шины;
  • задняя и передняя оси не параллельны друг относительно друга.
Картинка с сайта dzen.ru
Картинка с сайта dzen.ru
Если в городе при относительно небольшой скорости с этим как-то можно справиться, то на высокой скорости на трассе такие неисправности очень опасны: можно неожиданно вылететь со своей полосы либо на обочину, либо, худший вариант, на встречку.

Эти проблемы могут иметь медленные, но неотвратимые возможные последствия: повреждение амортизаторов, поломку пружин или прочие нарушение нормальной работы подвески.

Если есть подозрение на повреждение шасси, водителю следует проверить, нет ли утечек из него. Возможно, расшатались сайлент-блоки, что часто приводит к повреждению дисков и нарушению балансировки передних колёс.

Скрип при торможении, увод в сторону указывает на неисправность амортизатора, стабилизатора, опорных элементов или износились накладки на дисковых тормозах, или плохо отрабатывает один из тормозных цилиндров.

При обнаружении хотя бы одного из перечисленных симптомов необходимо незамедлительно принять меры и обратиться в автосервис.

___________________________________________________________________

Что бы вы хотели больше всего узнать про устройство автомобиля?

Напишите в комментариях. Просто и доступно расскажу об этом в ближайших публикациях.

____________________________________________________________________

Поблагодарите меня, если было полезно – поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.

Впереди вас ещё ждет много занимательного, мои любознательные читатели.

И удачи вам на дорогах!

Читайте дальше. Здесь вся Автоазбука для «чайников»:

  1. Кратенько про устройство и принцип работы ДВС. Автоазбука для «чайников»