Термостат – это прибор для поддержания постоянной температуры в замкнутом контуре.
Для автомобиля это устройство имеет важное значение, поскольку позволяет за короткое время прогревать двигатель авто до необходимого уровня, а также обеспечить комфортную температуру в салоне двигателя для удобства водителя и пассажиров. В то же время, в жаркую погоду он не позволяет перегревать мотор, способствует более эффективному расходу горючего, а также уменьшает токсичность выхлопа автомобиля.
В системе охлаждения он выполняет роль стабилизатора, способствует проникновению незамерзающей жидкости проникать в большой контур охлаждения.
Таким образом на вопрос: для чего нужен термостат, можно ответить: работа прибора проходит в двух направлениях: с одной стороны, он «дает разрешение» двигателю на быстрый прогрев, а с другой стороны – защищает мотор от перегрева.
Устройство и принцип работы термостата
Схема сборки и устройство термостата одинаковы для различных марок и уровня машины.
- Корпус из стали высокой прочности.
- Резервуар со специальной жидкостью, обладающей термочувствительными свойствами.
- Шток.
- Патрубки входные и выходные.
- Клапан основной.
- Клапан перепускной.
Как работает термостат и для чего нужен
Наполнитель на базе воска реагирует на температурные изменения следующим образом: нагрев свыше 75-80 гр. С вызывает плавление материала и его расширение. Расширяясь воск выдавливает шток. Температура открытия термостата, когда клапан открывается полностью — при 90 гр. С и выше.
Открытие перепускного клапана приводит к выходу жидкого материала в систему охлаждения. Проходя через радиатор., его верхний бак, жидкость поддерживает оптимальный температурный режим движка.
Когда температура снижается, термочувствительная жидкость возвращается к исходному агрегатному состоянию – твердому, что возвращает клапан в закрытое состояние.
Материал для производства прибора- чаще всего латунь, медь или пластик.
Термочувствительный материал – технический воск с присадками графита, алюминия, меди.
За что отвечает термостат в автомобиле?
Работа происходит следующим образом:
- Мотор еще не нагрет, в термостат е клапан закрыт, охлаждающая жидкость в системе идет по малому кругу.
- Двигатель прогревается и достигает нужного температурного режима, клапан термостата постепенно начинает открываться, что способствует выходу охлаждающий жидкости в большой круг через радиатор и рубашку охлаждения. Это нормализует температуру и предотвращает перегрев, создавая поток охлаждения.
Современные виды термостатов
С появлением электронного управления автомобилем к традиционному прибору добавились новые вилы, такие как электронный термостат для автомобиля. Такие приборы устанавливаются для более точного управления температурным режимом автомобиля.
В такой прибор монтируется нагревательный элемент – резистор. Принципиально не меняя термостат, принцип работы и функции узла. Он добавляет ему точности.
Современные модели автомобилей содержат в системе термостата церезин (углеводородный воск).
Неисправности. Как влияют на работу двигателя
Устройство несложное и поломки довольно немногочисленны. Однако выход из строя узла приводит к неприятным последствиям
- Заклинивание прибора в закрытом состоянии вызывает перегрев мотора, это не зависит от внешней температуры воздуха.
Если не до конца открывается термостат, двигатель не обязательно закипит, — это зависит от состояния и срока эксплуатации машины. Но ситуация все равно неприятная. Единственный способ действий в такой ситуации – замена прибора на новый.
- «Зависание» в открытом или наполовину открытом состоянии приводит к долгому прогреву мотора. Летом это не так страшно, а зимой можно замерзнуть в автомобиле, поскольку печка не включится и не будет прогревать воздух в салоне. Хотя на работу двигателя мощности прибора хватит.
- Также одной из проблем может быть банальная коррозия металла – возникновение ржавчины на деталях прибора.
Диагностика
Заметить проблемы легко зимой и сложно летом. В теплое время года движок не требует серьезных усилий для прогрева. Зимой же можно легко определить, зачем нужен термостат: двигатель может прогреваться медленно: указатель температуры с трудом идет к отметкам рабочего диапазона — свыше 75 гр С.
Правильная проверка функционирования термостата:
- Прогреть движок до нормальной для его работы температуры. Следить, чтобы показатель оборотов не попал в красную область.
- Заглушить мотор, открыть капот. На радиаторе есть два патрубка: верхний и нижний. Тактильным образом, то есть касаясь шлангов руками, определить какой из шлангов какой температуры. Если верхний шланг горячий, а нижний – холодный, значит термостату кирдык и у вас в системе охлаждения постоянно перекрыт большой круг..
То есть, когда двигатель вышел на рабочую температуру, охлаждающая жидкость должна идти через радиатор, а этого не происходит. Меняйте термостат.
Есть более «экзотический» метод проверки работоспособности устройства, - это народный способ, заключающийся в том, сто термостат надо снять с автомобиля. Узел помещается в емкость с водой, нагретой почти до температуры кипения- 100 гр С.
Вслед за этим нужно осмотреть и проверить, открывается ли клапан. Рабочий исправный термостат должен в горячей воде – при рабочей температуре легко открывать клапан. Если этого не происходит – значит не судьба ему работать дальше - придется заменить на новый.
При покупке нового термостата стоит выяснить, какова нормативная температура полного открытия клапана прибора. Хитрость заключается в том, что если прибор конструктивно «заточен» на высокую температуру открывания клапана, то двигатель может начать не только перегреваться, но и может «закипеть» раньше, чем прибор включится в работу.
Эта ситуация чревата серьезным последствиями для автомобиля в целом и мотора в частности. Ремонтные работы могут обойтись хозяину авто очень дорого, поэтому стоит предусмотреть этот момент заранее.
А на этом про термостат всё!
Но раз уж речь шла про систему охлаждения автомобиля, то как можно забыть про «Антифриз». Нажимайте на ссылку и читайте.
Поблагодарите меня, если было полезно – поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.
Впереди вас ещё ждет много занимательного, мои любознательные читатели.
Читайте дальше. Здесь вся Азбука для «чайников»:
1. Кратенько про устройство и принцип работы ДВС. Азбука для «чайников»
2. Что вы знаете про устройство кузова автомобиля? Азбука для «чайников»
3. Удивительная история ДВС – от сотворения до наших дней. Азбука для «чайников»
4 За 3 минуты ты узнаешь про устройство автомобиля почти всё. Азбука для «чайников»
Пока, пока.
Дмитрий