Я, как генеральный директор компании в составе корпорации (а в корпоративную структуру входило около семидесяти компаний различных направлений бизнеса, но встроенных в одну большую систему), реорганизовывал своё подразделение, менял процессы.
И когда изменения пошли, мы с командой и с руководством корпорации задумались - а как сделать эти изменения лучше? Как проверить, что они идут в нужном направлении? Как ещё поискать узкие места?
Ну и решили - а давайте-ка получим сертификат ISO:9001 СМК - Системы Менеджмента Качества. Но не просто получим бумажку, а проведём реальный аудит с целью получить обратную связь, внедрим изменения.
Важнейшая характеристика состояния компании - это непрерывные изменения, меняется окружение, меняются сотрудники, меняется мир, и компания должна уметь меняться вслед. Шеф корпорации долго нам не верил, считал, что мы просто потратим деньги на ненужную бумажку, но сдался - в конце концов, затраты ресурсов не космические, а если я, на Совете Директоров, беру на себя ответственность получить качественные изменения, ну, с меня и спрос будет - А давайте! - заключил шеф.
Менеджер по качеству
Я составил заявку на подбор менеджера по качеству и сдал её в отдел подбора персонала - и, даже как-то удивительно быстро, мне принесли десяток резюме, мы отобрали самых интересных. Честно, я уже не помню всех соискателей, но выбрал я её - Юлию. Только вот, как обычно случалось, СБ были против, да и служба управления персоналом тоже была против - что случилось? Почему?
- У неё богатый муж, ей не нужна работа, она не будет замотивирована на результат - сказали в отделе найма.
Муж у неё, действительно, был - владелец какой-то строительной фирмы. Но Юлия хотела иметь независимость и была настроена очень решительно.
Тут на парковку перед зданием штаб-квартиры заехал автомобиль так называемого "премиум" класса, из которого выпорхнула одна из сотрудниц отдела персонала и побежала на работу, а машина умчалась прочь.
Я выразительно посмотрел на её коллег - Богатый муж? - решил уточнить я.
- Это другое... Она давно тут работает...
- Неубедительно... - ответил им я.
- Ну Вы посмотрите, ну кандидат же была в декрете, несколько лет. Она всё забыла, ей бы детей нянчить...
- Вот совсем неубедительно, я же слышал, как вы обсуждаете с нанимаемыми девушками в отдел персонала, что у вас и декреты есть, и всё красиво.
- Ну, так то наш отдел, а то у вас...
М-да. Зато честно.
В итоге, взяли под мою ответственность, как, впрочем, и всегда. Чуть позже, Юлию, после уточнений со стороны сертификационного органа, я перевёл из отдела документации на позицию заместителя директора по качеству в прямое подчинение - "чтобы избежать на неё влияния других сотрудников". Высокая, стройная, с жёстко стянутыми в пучок волосами, всегда в деловом костюме и на шпильках, она выглядела в офисе как стерва, но в коммуникации была предельно тактична и коммуникабельна, при этом решительна и тверда. А общаться ей надо было с каждым сотрудником, с каждым программистом и конструктором.
Главный бухгалтер
Функция главных бухгалтеров в корпорации осуществлялась в отделе аудита у бухучета. Его возглавляла главный аудитор, и отчитывалась она в корпорации перед вице-президентом по финансам. Примерно с десяток главных бухгалтеров вели примерно 70 компаний, единообразно и с единым контролем.
Моё подразделение становилось всё более сложным для ведения налогов и отчётности, из-за запутанной (государством) системы льгот для ИТ компаний, а корпоративные междоусобицы были, иногда, похлеще любой Санта-Барбары, и, в итоге, для меня решили выделить отдельного главного бухгалтера, что вел бы только нашу компанию (ну да, так мы и поверили - конечно же потом накидали ещё компаний). А отчётность вывели из-под вице-президента по финансам на её зама.
К чему это я так сложно? А вот к чему.
Моя предыдущая главбух оставалась всё в той же своей структуре. Её персональный компьютер, со всеми настройками и подсистемами, должен был переехать к моему новому главбуху, Татьяне, которую только что отобрали я, зам финансового вице-президента и директор по персоналу корпорации - милая и одновременно серьёзная женщина, смотрела на меня на собеседовании ровным взглядом, показывала одновременно чудеса тактичности, знания бухучёта и умения достигать результата, а не посылать менеджеров правильно оформлять документы от поставщиков.
Наступил первый рабочий день Татьяны. Пока я вводил её в курс основных задач в подразделении, я вдруг обнаружил, что она смотрит в сторону... А, нет, смотрит на тебя... Всё понятно, просто у неё экзотропия - ну и никого это и не волнует в функциях бэкофиса. После первичного инструктажа я отправил её за тем самым компьютером от предыдущего главбуха.
Минут через 30 раздался звонок от директора по персоналу - Филипп, приходите, у нас проблема.
В её кабинете сидела Татьяна, в слезах, глаз её уже дергался, она не могла подобрать слова.
Директор по персоналу успокаивала её - Не волнуйтесь, Вам больше не придётся с ними общаться, у Вас другое подразделение, другие руководители.
- Что случилось-то? - спросил я.
- Прошлая главбух..., как только я зашла к ним в кабинет и попросила комп..., вместе со своими коллегами... набросились..., обложили отборным трёхэтажным матом, какой я на стройке даже не слышала... Татьяна сбивалась, и видно было, что ей хотелось уволиться в первый же день.
Я сходил за компом лично, но меня, видимо как мужчину, толпа девушек-бухгалтеров облаивать не стала, просто молча сдала, сверкая глазами.
О да, внутренний корпоративный дух отношений между подразделениями часто можно было описать так:
Идут двое по лесу, гуськом, по узкой тропке. Тот, который идёт сзади, видит на земле корягу, хватает её, и со всей дури как ударит того, кто спереди.
Впередиидущий падает, корчась от боли, вопит: "А-а-а-а, за что-о-о-о?".
А в ответ ему "Ой-ой-ой, какие мы нежные".
Столкновение
Прошло несколько месяцев. Изменения процессов для соответствия международным стандартам качества вовсю внедрялись, процессы автоматизировались и контролировались. Целеполагание, ориентация на рынок - все эти качества определялись и оцифровывались.
Но не всё шло так гладко, как хотелось бы. В кабинете у меня стояла Юлия.
- У нас там есть гений один. Даже нет, не один - несколько. Они вот спрашивают - если они проверяющую комиссию сертификационного центра на...й пошлют, то сертификация сразу для компании закончится, или они повторно будут проверять? - Юлия была необычно возбуждённая от возмущения.
Тут надо дать комментарий, что гении - не в кавычках, они и правда гении. И увольнять их за такие "шалости" мы не собирались, но и пускать всё на самотёк тоже не хотелось.
- Я тут подумала, а давай их в командировку какую-нибудь отправим, или, например, в отпуск, или в отпуск б/с, а потом доплатим за переработку, чтоб в деньгах не теряли - Юлия генерировала идеи как станковый пулемёт - главное, чтобы их здесь в дни аудита не было.
- А давай... - я согласился.
- И, кстати, я заходила к главбуху, Татьяне, чтобы обсудить документы, которые она к аудиту должна делать - продолжила Юлия - так она меня послала куда подальше, говорит, она второе лицо в компании, и не обязана подчиняться требованиям какого-то там менеджера по качеству. Что делать?
А быстро наш главбух переобулась и приняла корпоративные правила игры. Но ничего, мы её вернули в нужное всем русло - правда, Татьяна долго возмущалась и была, в итоге, основным противником внедрения СМК. А знаете почему? Мне кажется, помимо "еще одной системы отчётности", коих у бухгалтеров свой вагон и маленькая тележка, ей просто так хотелось хоть на кого-нибудь влиять...
Эпилог
Аудит мы прошли, сертификат мы получили - от одного из признанных лидеров международного рынка. Юлия натаскала всех, лично отсмотрела все отчёты и отклонения, требовала с каждого и разъясняла важность влияния их действий на компанию каждому. Её, конечно, не боялись - но она всем своим строгим видом внушала многим желание построиться по линейке.
Когда я через год уходил из компании, на пике проблем и реорганизаций в Совете Директоров, Юлия позвонила мне и предложила прогуляться, поболтать о жизни, отвлечься от рабочих процессов и дум. Я пришёл в назначенное место, и меня ждал там совершенно другой человек. В синих джинсах, белых кроссах, джемпере, с распущенными волосами - она, внезапно, была не тем строгим офисным аудитором, а обычным, живым человеком...
- Привет. Что, я больше не выгляжу стервой? - рассмеялась она.
- Самый что ни на есть живой человек! - я не мог с ней не согласиться - но ты никогда и не была стервой!
============
Больше историй из найма и адаптаций и увольнений здесь.