Найти в Дзене

Как реставрируются мотоциклы. Наш опыт BSA Thnuderbolt и NSU 501 OSL.

Оглавление

Всем привет! Я работаю в компании SPK GROUP, и мы занимаемся технологиями промышленной покраски. Но, как и у любой другой компании - у нас есть свои сайд-проекты.

Один из них связан со страстью большой части руководства компании - раритетными мотоциклами. Так появилась небольшая коллекция из более чем 30 мотоциклов, в основном состоящая из немецкой классики военной и довоенной эпохи, но также содержащая и другие необычные модели 20 века.

Посмотреть на наш стенд и мотоциклы можно с 20 по 24 мая. Стенд номер 73С10
Посмотреть на наш стенд и мотоциклы можно с 20 по 24 мая. Стенд номер 73С10

Прямо сейчас мы готовимся к созданию собственной мастерской, где сами будем их реставрировать. А пока некоторые мотоциклы из коллекции мы привозим на выставки. Одна из них, кстати, проходит прямо сейчас - это выставка “Металлообработка 2024” в Москве. Там представлены наши мотоциклы BSA 650 Thunderbolt и NSU 501 OSL.

Как происходит реставрация мотоцикла?

Грамотная реставрация всегда должна стремиться к тому, чтобы привести мотоцикл в его первоначальное состояние. Поэтому особо ценным будет не только воспроизведение первозданного внешнего вида, но и оригинальность всех его частей. Но, конечно, не всегда это удаётся.

Иногда перестает выпускаться не только модель мотоцикла, но даже завод, производивший мотоцикл, уже не существует.
Иногда перестает выпускаться не только модель мотоцикла, но даже завод, производивший мотоцикл, уже не существует.

Тогда это и превращается в искусство. Когда мастер добывает информацию из всех возможных источников: через сарафанное радио, на барахолках, сходках, авито и от зарубежных агентов. Зачастую это делается для того, чтобы найти одну небольшую деталь, которая завершит композицию.

-3

Сегодня особенно ценится реставрация, которая позволит сохранить так называемую “патину времени”. Когда мотоцикл, при возможности, сохраняет свои возрастные изменения, а не приводится в состояние нового. Конечно, проходит обработка, чтобы защитить металл, но в остальном мы стремимся сохранить его оригинальный облик.

Но как проводится реставрация мотоциклов? Это достаточно скрупулезный процесс.

Этапы реставрации

1 этап - Демонтаж

-4

Мотоцикл разбирается на составные части, каждая часть документируется для последующей сборки. Этот этап необходим для того, чтобы подойти к реставрации каждой детали по отдельности. Здесь же происходит дефектовка - понимание, каких частей не хватает, какие придется докупать, а какие восстанавливать.

2 этап - Очистка и обработка

Пескоструйная обработка рамы мотоцикла
Пескоструйная обработка рамы мотоцикла

Все детали тщательно очищаются от ржавчины и грязи. Для этого этапа используются пескоструйные машины, химические растворы и ультразвуковые ванны. Но всё это производится в зависимости от состояния детали. Это очень тонкая работа, которая требует мастерского отношения к ней. Пескоструем, например, очень легко повредить тонкий металл, повидавший многое.

3 этап - Ремонт и восстановление

Для некоторых моделей, как для этого мотоцикла Нортона 1909 года, найти детали уже невозможно. В таком случае их просто стараются привести в "божеский" вид, либо оставить с "патиной времени". Конкретно эта модель находится в музее Новониколаевска.
Для некоторых моделей, как для этого мотоцикла Нортона 1909 года, найти детали уже невозможно. В таком случае их просто стараются привести в "божеский" вид, либо оставить с "патиной времени". Конкретно эта модель находится в музее Новониколаевска.

Дефектные детали либо восстанавливаются, либо заменяются. Как правило, коллекционер всегда ищет возможность использовать именно оригинальные детали для замены.

Если хочется сохранить аутентичность конкретного мотоцикла, то и замен не производится. После снятия покрытий вполне можно обнаружить, что деталь погнутая и кривая. Тогда приходится искать особого кузовщика, который сможет выпрямить её - и это тоже очень редкие мастера.

4 этап - Покраска и покрытие

На фото - покрашенная деталь кузова мотоцикла ИЖ. Взято с сайта "ретроцикл".
На фото - покрашенная деталь кузова мотоцикла ИЖ. Взято с сайта "ретроцикл".

Один из самых важных этапов. Окраска должна соответствовать оригинальному цвету и текстуре. Это требует специальных красок и методов нанесения.

Конкретно в случае с BSA Thunderbolt мы не стали перекрашивать его детали. В таких случаях оригинальную краску покрывают защитным слоем, чтобы предотвратить дальнейшее её разрушение.

5 этап - Сборка и настройка

Один из наших мотоциклов в собранном виде. Harley Davidson AMF в непривычном для американского производителя исполнении. Эту модель выпускали во времена, когда "Харлей" купила корпорация AMF.
Один из наших мотоциклов в собранном виде. Harley Davidson AMF в непривычном для американского производителя исполнении. Эту модель выпускали во времена, когда "Харлей" купила корпорация AMF.

После восстановления всех компонентов мотоцикл собирается обратно. Здесь и потребуется вся документация, чтобы сделать это верно.

Как это получилось у нас

В нашей ситуации "с патиной времени" был отреставрирован британский BSA 650 Thunderbolt. Для 1962 года он был прорывом. Устройство коленвала, цилиндров, объем двигателя в 650 кубов, позволяющий развивать до 160 км/ч. И дизайн, ставший символом британского мотоциклетного искусства - все это делает Thunderbolt ценной моделью для мото-коллекции.

BSA 650 Thunderbolt
BSA 650 Thunderbolt

Мотоцикл был приобретен в достаточно хорошем для своего возраста состоянии. Настолько, что после покупки на нём даже удалось разок прокатиться. Из-за состояния модели было решено оставить его таким, какой он есть, а не приводить в состояние нового.

Другой мотоцикл - немецкий NSU 501 OSL был отреставрирован до состояния нового. Но с оригинальными деталями и коляской!

Большая редкость. NSU 501 OSL увидел свет в 1937 году. К этой линейке приложил руку Уолтер Мур из того самого британского Нортона.
Большая редкость. NSU 501 OSL увидел свет в 1937 году. К этой линейке приложил руку Уолтер Мур из того самого британского Нортона.

Как уже говорили, эти мотоциклы будут представлены на выставке "Металлообработка 2024", где можно узнать об истории конкретно этих двух моделей максимально подробно. Увидимся там!