Всем привет! Я работаю в компании SPK GROUP, и мы занимаемся технологиями промышленной покраски. Но, как и у любой другой компании - у нас есть свои сайд-проекты.
Один из них связан со страстью большой части руководства компании - раритетными мотоциклами. Так появилась небольшая коллекция из более чем 30 мотоциклов, в основном состоящая из немецкой классики военной и довоенной эпохи, но также содержащая и другие необычные модели 20 века.
Прямо сейчас мы готовимся к созданию собственной мастерской, где сами будем их реставрировать. А пока некоторые мотоциклы из коллекции мы привозим на выставки. Одна из них, кстати, проходит прямо сейчас - это выставка “Металлообработка 2024” в Москве. Там представлены наши мотоциклы BSA 650 Thunderbolt и NSU 501 OSL.
Как происходит реставрация мотоцикла?
Грамотная реставрация всегда должна стремиться к тому, чтобы привести мотоцикл в его первоначальное состояние. Поэтому особо ценным будет не только воспроизведение первозданного внешнего вида, но и оригинальность всех его частей. Но, конечно, не всегда это удаётся.
Тогда это и превращается в искусство. Когда мастер добывает информацию из всех возможных источников: через сарафанное радио, на барахолках, сходках, авито и от зарубежных агентов. Зачастую это делается для того, чтобы найти одну небольшую деталь, которая завершит композицию.
Сегодня особенно ценится реставрация, которая позволит сохранить так называемую “патину времени”. Когда мотоцикл, при возможности, сохраняет свои возрастные изменения, а не приводится в состояние нового. Конечно, проходит обработка, чтобы защитить металл, но в остальном мы стремимся сохранить его оригинальный облик.
Но как проводится реставрация мотоциклов? Это достаточно скрупулезный процесс.
Этапы реставрации
1 этап - Демонтаж
Мотоцикл разбирается на составные части, каждая часть документируется для последующей сборки. Этот этап необходим для того, чтобы подойти к реставрации каждой детали по отдельности. Здесь же происходит дефектовка - понимание, каких частей не хватает, какие придется докупать, а какие восстанавливать.
2 этап - Очистка и обработка
Все детали тщательно очищаются от ржавчины и грязи. Для этого этапа используются пескоструйные машины, химические растворы и ультразвуковые ванны. Но всё это производится в зависимости от состояния детали. Это очень тонкая работа, которая требует мастерского отношения к ней. Пескоструем, например, очень легко повредить тонкий металл, повидавший многое.
3 этап - Ремонт и восстановление
Дефектные детали либо восстанавливаются, либо заменяются. Как правило, коллекционер всегда ищет возможность использовать именно оригинальные детали для замены.
Если хочется сохранить аутентичность конкретного мотоцикла, то и замен не производится. После снятия покрытий вполне можно обнаружить, что деталь погнутая и кривая. Тогда приходится искать особого кузовщика, который сможет выпрямить её - и это тоже очень редкие мастера.
4 этап - Покраска и покрытие
Один из самых важных этапов. Окраска должна соответствовать оригинальному цвету и текстуре. Это требует специальных красок и методов нанесения.
Конкретно в случае с BSA Thunderbolt мы не стали перекрашивать его детали. В таких случаях оригинальную краску покрывают защитным слоем, чтобы предотвратить дальнейшее её разрушение.
5 этап - Сборка и настройка
После восстановления всех компонентов мотоцикл собирается обратно. Здесь и потребуется вся документация, чтобы сделать это верно.
Как это получилось у нас
В нашей ситуации "с патиной времени" был отреставрирован британский BSA 650 Thunderbolt. Для 1962 года он был прорывом. Устройство коленвала, цилиндров, объем двигателя в 650 кубов, позволяющий развивать до 160 км/ч. И дизайн, ставший символом британского мотоциклетного искусства - все это делает Thunderbolt ценной моделью для мото-коллекции.
Мотоцикл был приобретен в достаточно хорошем для своего возраста состоянии. Настолько, что после покупки на нём даже удалось разок прокатиться. Из-за состояния модели было решено оставить его таким, какой он есть, а не приводить в состояние нового.
Другой мотоцикл - немецкий NSU 501 OSL был отреставрирован до состояния нового. Но с оригинальными деталями и коляской!
Как уже говорили, эти мотоциклы будут представлены на выставке "Металлообработка 2024", где можно узнать об истории конкретно этих двух моделей максимально подробно. Увидимся там!