Найти в Дзене
Время Новостей

Повышение утилизационного сбора: подорожают ли из-за него автомобили

Оглавление

В правительстве активно обсуждают индексацию утилизационного сбора — предполагается, что это защитит отечественных производителей автомобилей и стимулирует иностранные компании вкладываться в российский автопром. Пообщались с экспертами, к чему это может привести.

Что сейчас происходит с утилизационным сбором

Предложение повысить сбор на автомобили и спецтехнику пришло в правительство из комитета Госдумы по промышленности и торговле. Там пообещали максимально его рассмотреть. Утилизационный сбор последний раз индексировали в августе 2023 года, тарифы поднялись практически в три раза. Однако этой меры оказалось недостаточно — по словам главы АвтоВАЗа Максима Соколова, это не смогло стимулировать зарубежных автопроизводителей не импортировать машины, а инвестировать в производство в России. АвтоВАЗ контролирует около 9% рынка, однако остальные деньги по сути уходят за рубеж.

В итоге предполагается, что будет создана поэтапно растущая шкала для легковых и грузовых машин, электромобилей автобусов, строительной, дорожной и сельхозтехники. Были названы и конкретные цифры: сбор на авто с двигателем от 1 до 2 литров потенциально вырастет с 300 до 550 тысяч рублей, к 2025 году поднимется до 660 тысяч, а к 2029 году дойдет до 1 миллиона. По замыслу это позволит замотивировать компании из Китая инвестировать развитие российского автопрома, делать партнерские проекты и локализовывать своих поставщиков в России.

К чему приведет повышение утильсбора на автомобили

«Это будет существенная прибавка к стоимости автомобиля», — считает вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр. После предыдущей индексации цены повысились в зависимости от объема двигателя.

По словам эксперта, подорожают не только импортируемые авто, но и отечественные — российский производитель всегда остро и быстро реагирует на возросшие цены, а это повышает прибавочную стоимость. У АвтоВАЗа не хватает механизмов в свободной экономике, чтобы сделать цену более сбалансированной и приемлемой для покупателей. Российский производителей проигрывает китайским конкурентам и по опциям, и по дизайну, и по безопасности, и по скорости изменений. Поэтому сбор просят повысить не ради того, чтобы цена было низкой, а чтобы она отличалась от конкурентов.

Однако Хайцеэр посоветовал не спешить с покупкой нового авто до повышения цен: «Никогда не стоит торопиться с приобретением автомобиля, залезать в долги, в кредиты и так далее. Автомобиль нужно покупать тогда, когда он нужен». По его мнению, это не инвестиция, а закрытие потребности: если решение уже принято, то стоит покупать раньше. Если же это долгосрочная перспектива, то не стоит вешать на себя оброк и бежать сломя голову.

Независимый аналитик по вопросам экономики и основатель телеграм-канала Angry Bonds Дмитрий Адамидов тоже прогнозирует повышение цен и комментирует ситуацию так: «С точки зрения, насколько это разумно, сказать трудно — просто система так устроена. Мы пытаемся переложить на потребителя расходы по утилизации — вот такая логика».

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».

Авто
5,66 млн интересуются