Найти в Дзене
Сквозь искусство

Все -измы первой половины 20 века! От экспрессионизма до абстракционизма!

Оглавление

Приветствую всех любителей прекрасного! Сегодня решил сделать подборку своих лучших статей и напомнить вам заодно, какие были интересные течения в искусстве с начала и до середины 20 века. А их было много и каждое из них по-своему прекрасно! Ну что, вы готовы, тогда давайте вспомним, какие же -измы изменили мир в первой половине 20 века! А про -измы конца 19 века можно почитать тут

Фовизм или дикое искусство

Фовизм заявил о себе на Осеннем салоне в Париже в 1905 году. В тот момент не было ни названия, ни течения как такового. Названию своему направление обязано художественному критику Луи Вокселю, который назвал художников, выставвляющих свои картины в седьмом зале дикими зверями, или по-французски fauve. Более детально про направление почитать можно в этой моей статье, очень рекомендую!

Анри Матисс — Пастораль
Анри Матисс — Пастораль

Bizarreries cubiques или кубизм

История зарождения кубизма достаточно курьёзна - однажды в общении Пабло Пикассо с Полем Сезанном последний дал совет молодому коллеге, чтобы тот воспринимал натуру как совокупность простых форм, что Брак с Пикассо восприняли буквально. Именно из этого простейшего совета родилось одно из самых необыкновенных течений начала 20 века. Про то, как кубизм развивался я написал шикарную статью.

Пабло Пикассо — Авиньонские девицы
Пабло Пикассо — Авиньонские девицы

Орфисты не сектанты Орфея!

Орфизм появился на свет благодаря Роберу Делоне и его жене Соне, а названию движение обязано Гийому Аполлинеру, известному поэту-авангардисту. Орфизм, который в оригинале должен был носить название симультанизм, важен нам всем тем, что первым провозгласил главенство цвета над содержанием! Подробнее про принципы и представителей движения можно почитать в этой статье.

Робер Делоне - Город Париж, 1912г. Так начинался поход Делоне от кубизма к симультанизму или же, как привычно орфизму
Робер Делоне - Город Париж, 1912г. Так начинался поход Делоне от кубизма к симультанизму или же, как привычно орфизму

Вы все его ждали! Абстракционизм!

Нельзя выделить единого создателя абстракционизма, ведь к развитию этого направления приложили руки многие великие творцы начала 20 века. Среди них стоит выделить Каземира Малевича, Робера Делоне, Пита Мондриана и конечно же, Василия Кандинского. Именно о нём и его группе "Синий всадник" как предтечи всего абстрактного идёт речь в моей статье об абстракционизме, читайте!

Василий Кандинский — Без названия (Первая абстрактная акварель), 1910г
Василий Кандинский — Без названия (Первая абстрактная акварель), 1910г

Яркими отблесками лучизма

Ещё одно важное направление в искусстве начала века носило гордое название Лучизма. Однажды Михаил Ларионов со своей женой Натальей Ганочаровой решил пойти против системы и писать свои картины лучами света. Именно из этой концепции появился ещё один прародитель абстрактного искусства. О том, как пытались избавиться от предметности эти художники и какие принципы закладывали в свою живопись вы можете прочесть в этой статье!

А вот вам лучистый этюд, Петух за авторством Михаила Ларионова 1912г
А вот вам лучистый этюд, Петух за авторством Михаила Ларионова 1912г

Параллельно абстрактности. Экспрессионизм

На рубеже веков выходом за рамки предметности занимались практически все художники, но были и те, кто не желал избавиться от реальности и натуралистичности, но наоборот, показать истинное лицо, краски и эмоции окружающего мира. И громче всех о своих чувствах и переживаниях заявляли экспрессионисты. Практически эмо от художественного мира. Они не противопоставляли себя миру, они рефлексировали. Первопроходцами была тусовка из творческого объединения Мост и их идейный вдохновитель Эрнст Кирхнер. Одна из лучших статей в блоге кстати, именно об экспрессионистах.

Автопортрет Эрнста Кирхнера 1914 года
Автопортрет Эрнста Кирхнера 1914 года

Беспредметность и супрематизм

Пока Кандинский исследовал абстракционизм при помощи музыки и поддержки своей творческой группы "Синий всадник" в Германии, в России происходила гонка отказа от предметности среди творческого авангарда. Супрематизм был первым из абстрактных направлений в истории искусства. В его логику вписывались следующие тезисы: примат цвета над содержанием, примат простых форм над предметностью. С точки зрения эстетической ценности, могут быть разногласия, но для истории искусства это безусловный прорыв. Почитать про Супрематизм можно в этой моей статье.

Супрематизм Малевича 1918 года
Супрематизм Малевича 1918 года

Футуризм, сблизивший Россию и Италию

Ещё одно интересное течение, в бОльшей степени свойственное литературе, но также зашедшее и в живопись было названо футуризмом. У его истоков стояли Джакомо Балла и Давид Бурлюк. Обо всех особенностях этого направления я рассказывал в этой статье.

Умберто Боччони - Динамика велосепидиста, 1913г
Умберто Боччони - Динамика велосепидиста, 1913г

Очень цветастое искусство или синхромизм

Очень удивителен феномен синхромизма. Это направление искусства, которое было характерно практически только для Нового света. Хотя зародился он в Европе, с собой в Штаты его увезли Морган Расселл и Стентон Макдональд-Райт. Подробно о синхромизме и студентах из США вы можете почитать в этой статье.

Морган Рассел - Оранжевая синхромия, 1914г
Морган Рассел - Оранжевая синхромия, 1914г

Вортицизм — сводный брат футуризма

Несмотря на то, что вортицизм был локальным феноменом для английского искусства, название произошло от итальянского слова vortizto - вихрь. Вортицисты считали, что искусство рождается из вихря чувств и старались отразить это в своей живописи. Подробнее про английских футуристов можно почитать здесь.

Эдуард Уодсворд - Открытое окно, 1915г
Эдуард Уодсворд - Открытое окно, 1915г

Осторожно, Модерн!

Один из моих любимых феноменов начала 20 века собрал под свои знамёна таких художников как Альфонс Муха, Густав Климт и Михаил Врубель. Как говорится, включая, но не ограничиваясь. Особенности стиля модерна и его представителей я рассматривал в этом материале. Очень рекомендую к ознакомлению, там было безумно красиво!

Михаил Врубель - Царевна-Лебедь
Михаил Врубель - Царевна-Лебедь

Ар-деко, не совсем -изм, но красивое женское искусство

Говорят ли вам что-то имена Тамары Лемпицки или Зинаиды Серебряковой? Если нет, то вы многое упустили в искусстве первой половины 20 века. Если да, то догадываетесь о чём идёт речь. Истоки гламура, стиля и высокой моды, всё было отражено в этом направлении. Подробнее я рассказывал про него в этой статье.

Зинаида Серебрякова - Балетная уборная (Большие балерины), 1922г
Зинаида Серебрякова - Балетная уборная (Большие балерины), 1922г

Дадаизм как предтеча постмодерна

Все вы слышали про фонтан от Марселя Дюшана? Тогда не удивляйтесь дадаизму. Это ещё одно ответвление авангардного искусства начала 20 века, которое особенно ярко проявлялось в поэзии и лишь краем задевая живопись и скульптуру. Кстати, реди-мейд как направление тоже родилось из дадаизма. Подробнее про безумства храбрых я рассказывал в этом материале.

Макс Эрнст - Китайский соловей, 1920г
Макс Эрнст - Китайский соловей, 1920г

И напоследок... Сюрреализм!

Сюрреализм появился как и дада из литературы. Основоположнкиком сюрреализма в искусстве в целом принято считать Андре Бретона - французского поэта и прозаика, который написал первый манифест сюрреализма. Это течение захватило мир искусства почти на 40 лет с момента своего появления и остается популярным и сейчас. Подробнее про сюрреализм и сюрреалистов я рассказывал в этом материале.

Послесловие

В этом дайджесте мы с вами вспомнили практически все основные -измы 19го века. Но ещё больше измов породило начало 20 века, о которых я ещё расскажу в одной из следующих подборок статей. Не забывайте также подписываться на Ютуб, Телеграм и поддерживать автора на Бусти! Каждый подписчик — это огромная радость для меня. А если хотите лучше видеть прекрасное и применять его в своей жизни — записывайтесь на курс "Насмотренность для всех!".

Спасибо за прочтение и до новых встреч с искусством!