Найти тему
Сквозь искусство

Дикари искусства 20го века - фовисты

Оглавление

Да, да, речь пойдёт о фовистах, направлении в живописи 1904-1908 годов, век которого был недолог, но ярок. Анри Матисс, Жорж Брак, Анри Дерен - все эти звёзды зарождались именно в эпоху фовизма. Об этом и поговорим сегодня.

Нашествие фовизма. Откуда пришло дикое искусство?

Конечно же, как и любое направление в живописи тех времён, фовизм вобрал в себя черты предыдущих течений. В основе его всё же можно выделить постимпрессионизм, с его яркими, субъективными цветами, с его отходом от канонов, попытками придать максимальную декоративность изображению.

Название же течения, как нередко бывает, было получено от критика - Луи Вокселя. В 1905 году, на Осеннем салоне (это была такая современная альтернатива официозному Парижскому салону) зал номер семь был посвящен новому направлению живописи, которому ещё не было дано названия. Увидев в работах новых мастеров неуёмную энергию и страсть, он окрестил художников дикими зверями (как раз fauve по-французски), что не понравилось самим творцам, но отлично зашло публике, Луи Воксель дал название целому течению живописи, объединившему под своими знамёнами множество крайне неординарных художников.

Особенности стиля. В чём дикость?

В некотором смысле, фовизм продолжил традиции постимпрессионизма - отход от классической манеры письма и усиленное внимание к цвету. Давайте как всегда пройдёмся по списку основных особенностей, чтобы было понятнее, как именно отличать фовизм от прочих измов:

  • Никто бы не подумал, но фовизму свойственна динамичность рисунка;
  • Следующим важным критерием является стремление передать эмоциональное напряжение;
  • Интенсивный яркий цвет, с наличием локальных оттенков;
  • Изломленная и нарушенная линейная перспектива.

Альфа-самцы фовизма

В стиле фовизма писало очень много художников. Среди приверженцев стиля находились как индивидуальные творцы, так и творческие объединения, такие как Гаврская группа, Группа Шату и выпускники мастерской Гюстава Моро.

Чтобы не сильно напрягать вас именами всех десятков, давайте сегодня посмотрим по одному представителю из каждой арт-тусовки и начнём с Анри Матисса, представителя мастерской Гюстава Моро. Про Матисса я обязательно напишу отдельную большую статью, а пока давайте посмотрим на его работы периода фовизма:

Анри Матисс - Женщина в шляпе
Анри Матисс - Женщина в шляпе
Анри Матисс - Портрет женщины
Анри Матисс - Портрет женщины
Анри Матисс - Радость жизни
Анри Матисс - Радость жизни
Анри Матисс - Пастораль
Анри Матисс - Пастораль

А теперь посмотрим на представителя другого творческого объединения, группы Шату, Андре Дерена. В развитии и становлении фовизма он сыграл не меньшую роль, чем Анри Матисс. И так, давайте посмотрим на его работы, обратив особое внимание на ранние, в которых прослеживаются черты пуантилизма:

Андре Дерен - Порт Кольюр
Андре Дерен - Порт Кольюр
Андре Дерен - Просушка парусов
Андре Дерен - Просушка парусов
Андре Дерен - Мост Чаринг-Кросс
Андре Дерен - Мост Чаринг-Кросс
Андре Дерен - Эффект солнца на воде, Лондон
Андре Дерен - Эффект солнца на воде, Лондон

И на сладкое нам достанется основатель кубизма, который так же был активным участником фовизма - Жорж Брак. Сейчас посмотрим на несколько его работ, на которых можно посмотреть как его стиль эволюционирует в нечто новое, что в будущем станет кубизмом.

Жорж Брак - Пейзаж в Ла-Сьота
Жорж Брак - Пейзаж в Ла-Сьота
Жорж Брак - Оливковое дерево близ Эстака
Жорж Брак - Оливковое дерево близ Эстака
Жорж Брак - Виадук близ Эстака
Жорж Брак - Виадук близ Эстака
Жорж Брак - Деревья в Эстаке
Жорж Брак - Деревья в Эстаке

Вместо послесловия

Надеюсь, что вам понравился этот краткий экскурс в живопись фовизма. Очень хочется услышать ваше мнение в комментариях.

Если ещё не читали, то обязательно прочтите про клуазонизм, это направление стоит вашего внимания. Так же рекомендую узнать и про пуантилизм, я немного затронул его выше. Вскоре вас ждёт ещё больше статей про наших с вами современников и уже классиков конца 19 - начала 20 века!

Ну а пока ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии, если есть какие-либо пожелания по тому о чём вам захочется спросить или почитать, я всегда рад обратной связи.