В вопросах смены зимнего комплекта автошин на летний водителей можно разделить на несколько условных категорий.
Первая группа всю весну, а то и лето и начало осени, ездит на зимних колесах. Водители объясняют это так: эти зимние шины для следующего холодного сезона не подойдут — уже износились. Почему бы не использовать их по полной программе в теплые дни, а затем уже выбирать новый комплект?
Другая категория владельцев авто экономит на «специализированных» комплектах шин по сезонам и использует всесезонные автошины весь год. Это связано с определенными рисками, о которых мы расскажем дальше.
Третья группа водителей честно собирается записаться на шиномонтаж и по всем правилам «переобуть» автомобиль. Но все время что-то откладывается, не хватает времени и очень трудно выбрать себе идеальный комплект на лето. В итоге такие автолюбители могут проездить на «зиме» до летней жары, пока, наконец, не спланируют визит к шиномонтажникам.
И четвертая категория автолюбителей добросовестно «переобувается» в летний комплект в рекомендованный период — когда на улице держится температура +7°C и выше несколько дней подряд. Обычно у таких водителей есть комплекты шин или шин с дисками на каждый сезон, которые обновляются по мере износа.
Автолюбители из каждой описанной категории в ответе за свою безопасность. Решение о замене зимних колес на летние остается за ними. А наша задача — предупредить об опасностях, с которыми может столкнуться автомобиль на зимних шинах летом.
Чтобы ответить на вопрос, можно ли использовать зимние шины летом, разберемся, в чем принципиальные отличия шин для разных сезонов.
В рисунке протектора щимних шин расположены глубокие водоотводящие каналы, большие блоки с заостренными гранями, противоскользящие шипы (в шипованных шинах). Все элементы предусмотрены на колесах для того, чтобы автомобиль хорошо сцеплялся с ледовым и снежным покрытием и уверенно тормозил в любую погоду зимой.
Состав зимней резины отличается особой мягкостью, которая помогает автошинам сохранять свои свойства в мороз. Более жесткие по составу летние шины, например, при большом минусе на улице просто «дубеют» и не могут обеспечить нормального сцепления и торможения.
Мягкость зимних колес — причина того, что в теплую погоду они хуже тормозят и сцепляются с дорогой. Уже после +7°C зимние колеса становятся не такими надежными спутниками автомобиля, как в привычных для них зимних условиях.
Автовладельцы отмечают, что езда на зимних колесах летом повышает расход топлива и сильно ускоряет износ резины.
В то же время изношенные зимние шины могут показать хорошее сцепление с сухой дорогой, поэтому многие водители продолжают их использовать еще долгое время после окончания холодного времени года.
Есть одно «но»: шины с износом, возможно, и достойно сцепляются с сухим покрытием, но не могут полноценно защитить водителя от аквапланирования во время весеннего или летнего ливня.
Еще один недостаток у использования колес для зимы на летних дорогах — повышенный уровень шума.
Летеие шины призваны обеспечить автомобилю уверенное поведение и тормозные свойства в теплый сезон: на раскаленном асфальте и во время дождей. Одна из важнейших их задач — избежать аквапланирования на влажном покрытии.
Почему зимние шины не подходят для лета?
• Из-за мягкости состава зимние колеса летом хуже сцепляются и тормозят, а следовательно, представляют риск для автовладельца и других участников дорожного движения.
• Зимние автошины летом больше шумят во время движения.
• Использование зимних колес летом обернется повышенным расходом топлива из-за повышенной мягкости шин.
• Колеса для зимы летом быстрее изнашиваются.
• По нормативам езда на шинах с шипами запрещена с июня по август включительно. Про использование зимних нешипованных колес летом в документах не уточняется.
Подводим итоги: летом ездить на зимних колесах без шипов не запрещено, но небезопасно и невыгодно для автолюбителя.