Маслоу однажды сказал про "полное живое переживание". И, кажется, не зря. Ведь что может быть важнее полноты переживания в мире, где все условно и временно? В этом наше спасение и наша катастрофа одновременно.
Я попробую рассказать об этом, как умею. Недавно я встретил одного человека. Архитектор. Помешанный на своем деле до безумия. Он говорил о зданиях, как о живых существах. С такой страстью и таким вниманием, что я не мог не вспомнить слова Маслоу. "Бескорыстное переживание," – сказал бы он. Этот архитектор не просто строил здания. Он впитывал каждую деталь, каждый угол. Он был полностью поглощен процессом.
Это было нечто большее, чем работа. Это было почти религиозное отношение к своему делу. Нет, он не стремился к славе или деньгам. Его интересовали моменты создания, моменты творчества. "Он полностью принимает свои переживания," – сказал бы про него Маслоу.
Маслоу говорил также о важности не только фигуры, но и фона в нашем восприятии. Это осознание, что всякий объект или любое событие неразрывно связаны со своим контекстом, что наше переживание обогащается деталями окружения. Фон, это не просто декорации для главных действующих лиц нашей жизни, это полноценные участники, формирующие смысл и значение переживаемого момента.
Рассмотрим, например, встречу старых друзей. Сами по себе эти моменты уже полны эмоций, но добавьте к этому знакомый парк осенним вечером, его мягкий свет фонарей и шуршание опавших листьев под ногами, и вот переживание уже не то же самое. Фон делает встречу более насыщенной, придает ей глубину и оттенки, которые невозможно воссоздать в другой обстановке. Так фон влияет на наше восприятие, делая его богаче и полнее.
Маслоу утверждал, что настоящее понимание приходит только тогда, когда мы начинаем воспринимать и фигуру, и фон как единое целое. Это напоминает о том, что наше существование – это не просто последовательность событий, это взаимодействие с миром, где каждый элемент играет свою роль. В этом и заключается истинное искусство переживания жизни: видеть не только очевидное, но и улавливать нюансы, которые остаются за кадром.
Мы часто забываем, что жизнь состоит из моментов. Мы гонимся за целями, забывая о процессе. Мы хотим достичь успеха, но не задумываемся о смысле того, что делаем. Мы становимся рабами результатов, а не хозяевами своих переживаний.
Бескорыстие в этом контексте – это не отсутствие желания получить что-то взамен. Это скорее отсутствие стремления использовать переживание для каких-то своих целей. Это искусство быть здесь и сейчас, искусство ценить процесс.
Может показаться, что так живут только артисты или спортсмены. Но нет. Это касается каждого. Каждый из нас может переживать свою жизнь полно и глубоко. Каждый из нас может найти в своем дне то, что делает его особенным. И не обязательно это должно быть что-то грандиозное. Иногда достаточно просто научиться видеть красоту обыденного.
Маслоу утверждал, что такие переживания доступны каждому. Но не каждый готов открыть для себя эту полноту. Мы боимся. Мы сопротивляемся. Мы выбираем комфорт и стабильность.
И все же, время от времени, среди нас встречаются люди, способные на полное живое переживание. Они напоминают нам о том, что жизнь — это не просто набор случайностей и обязанностей. Жизнь – это возможность каждый день открывать что-то новое в себе и вокруг себя.
И может быть, в этом и есть истинное искусство жить. И если это так, то, кажется, мы все должны стать художниками собственной жизни. Ведь искусство – это не только картины в музее и не только строки в книге. Это умение видеть прекрасное там, где другие не видят ничего. Это талант ценить момент, когда мир вокруг нас становится более ярким и насыщенным. И, может быть, в этом наша основная работа – учиться видеть, учиться переживать. А если повезет, то и понимать.
Автор: Феликс Шифрин
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru