Ведущие автопроизводители типа General Motors или Mercedes-Benz отказались от прежних EV-амбиций (этими литерами принято обозначать электромобили - Electrical Vehicle), но производство и продажи этого сегмента машин продолжают расти в Китае высокими темпами.
По некоторым данным, сейчас в Поднебесной эксплуатируется свыше 20 млн машин на новых источниках энергии, доля которых составляет почти треть всего объема продаж и производства авто. Почему так?
Как считают эксперты китайского автопрома, ежегодный прирост производства электромобилей обусловлен прежде всего быстрым внедрением передовых технологий. При этом (что немаловажно) также быстрыми темпами растет и число автобрендов - сейчас в Китае их уже более 70, что создает между ними жесткую конкуренцию за технологии.
Важнейшими из этих технологий считаются разработки с использованием возможностей искусственного интеллекта. Это, по мнению Ши Цзяньпина, представителя SenseTime (компании-поставщика ИИ-решений для автопрома), ключевой элемент будущих инноваций в области интеллектуального вождения. В числе последних - функция высокоскоростной навигации.
Скорость внедрения инноваций среди производителей электромобилей намного опережает традиционную автомобильную промышленность, где на освоение новой технологии уходит в среднем от 3 до 6 лет. И это еще один важный фактор неослабевающего интереса китайских автопроизводителей к электромобилям.
Но интеллектуальное ПО - лишь одно из направлений развития рынка электромобилей, отмечают эксперты отрасли. Другие технологии направлены на поиск решений в производстве и эксплуатации более емких и более долговечных аккумуляторов, развитии для их подзарядки (или быстрой замены) соответствующей инфраструктуры в местах, где эксплуатируются электромобили.
ЦИФРАПо данным Китайской ассоциации автопроизводителей, за прошлый год производство и продажи электромобилей в Китае вышли на отметку 9,5 миллиона - рост год к году более чем на треть.
Но вернемся к причинам, почему, вопреки общей тенденции на мировом рынке, производство электромобилей в Поднебесной растет и даже становится все более рентабельным.
Нельзя не учитывать, что, помимо высокого качества и относительно низких цен, Китай располагает полной технологической цепочкой поставок сырья и компонентов, необходимых для производства электромобилей и даже тех же аккумуляторов, - от добычи кобальта до плавки и производства деталей из него. Важнейшим считается и тот неоспоримый факт, что правительство Китая всемерно поддерживает производство электромобилей на всех стадиях изготовления. По некоторым данным, в период с 2009 по 2022 год правительство Поднебесной «с целью снижения производственных затрат» потратило более 28 млрд долларов на субсидии и налоговые льготы для компаний, производящих автомобили на новых источниках энергии. Есть и вовсе удивительный пример, когда автопроизводителям отдельно взятой провинции Сычуань правительство предоставляло льготы из расчета до
7 млн долларов за каждую новую модель электрокара, успешно выведенную на внешний рынок.
Не стоит забывать, что у Китая есть еще один важный стимул для производства электромобилей - сокращение выбросов углекислого газа. В свое время автору этих строк довелось видеть Пекин утопающим в смоге. Но в последние годы интенсивность выбросов CO2 в Китае стала заметно снижаться. Страна обязалась в течение 30 лет достичь углеродной нейтральности (термин, обозначающий практически нулевые выбросы). Странам Европы или США, как подсчитали специалисты, для достижения этой цели понадобится не меньше 40, а то и 60 лет.
А как у нас?
По итогам 2023 года выпуск электромобилей в России увеличен до 18 тысяч штук, а в 2024-м планируется удвоить эту цифру до 36 тысяч. Об этом сообщил первый вице-премьер правительства России Андрей Белоусов в ходе стратегической сессии по развитию электротранспорта в стране. По его словам, сегодня в России зарегистрировано немногим более 24 тысяч электромобилей.
Что касается поддержки автопроизводителей России, то, по самым скромным подсчетам, сделанным редакцией вкладки «ЗК» с использованием открытых данных, за последний десяток лет государство потратило на поддержку отечественного автопрома более 300 млрд рублей, а самым рекордным при этом стал 2016-й, в течение которого автопром получил аж 138 млрд рублей. И что же? Стал наш автопром хоть на чуточку лучше? На чуточку - может быть, но точно остался в хвосте мировых производителей.
При этом государство стимулирует спрос на электромобили следующими мерами:
- скидка в размере 25% на покупку в кредит или лизинг российского электромобиля;
- субсидирование агрегаторов такси и каршеринга для снижения стоимости поездок для тех пользователей, которые выбирают электромобили;
- предоставление частным владельцам возможности устанавливать медленные зарядные станции на парковках многоквартирных домов для использования ночью (во время избытка энергомощности);
- возможный пересмотр стоимости ОСАГО для электромобилей в такси и каршеринге;
- финансирование программ для увеличения спроса на электротранспорт.
Алексей Кредов
Фото: LEGION-MEDIA
Интересна тема? Подпишитесь на персональные новости в ДЗЕН | VK.Новости.