Найти тему

Волжское пароходство - логистический лидер грузовых перевозок на внутренних водных путях европейской части России

АО «Волга-флот»
АО «Волга-флот»

Волга-Флот - одна из крупнейших судоходных компаний России. Обладает флотом около 230 судов (более 170 речных сухогрузных судов и 50 сухогрузных судов «река-море» и морского класса, доставшихся в ходе присоединения Северо-Западного пароходства). Жемчужинами этой "коллекции" являются 10 новых речных теплоходов проекта RSD44, из года в год они обеспечивают все больший и больший % перевозок в общем объеме грузов. Стоит отметить также крупную инвестиционную программу по обновлению флота - заказанные на Окской судоверфи сухогрузы проекта RSD71 «река-море».

Многоцелевое сухогрузное судно дедвейтом 7173 / 4395 тонн. Проект разработан ООО «Морское инженерное бюро»
Многоцелевое сухогрузное судно дедвейтом 7173 / 4395 тонн. Проект разработан ООО «Морское инженерное бюро»

Изначально программа обновления флота предполагала до 20 сухогрузов к 2030 году, первый из которых был заложен в 21 году. Генеральный директор АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» Юрий Гильц говорил в июле 2021 года, что планируется сдача двух судов в 22 году, и двух в 23 году. Далее предполагают строить от 2 до 4 судов каждый год. В связи с санкциями проект сдвинулся вправо, однако, реализуется. Третье судно серии было заложено уже в феврале 22 года, но только 25 октября 2023 года состоялся спуск на воду первого сухогруза новой серии проекта RSD71 «река-море» плавания «Конструктор Егоров».

Назван в честь генерального директора и основателя Морского инженерного бюро, проектировщик российского флота
Назван в честь генерального директора и основателя Морского инженерного бюро, проектировщик российского флота

Ныне возглавляющий Волжское пароходство Павел Виноградов в беседе с корреспондентом Флагман-ньюс в апреле 2023 года озвучил новые сроки сдачи судов: "Мы ожидаем получить 1-2 судна в конце 23 года и два ─ к началу навигации следующего, 2024-го".

Динамика объема перевозок, тыс. тонн
Динамика объема перевозок, тыс. тонн

Объем перевозок - более 15 млн тонн. Резкое увеличение объемов связано с реорганизацией в форме присоединения ООО «В.Ф. Танкер» и ПАО «Северо-Западное пароходство» в 2019-2021 годах.

Волжское пароходство имеет два филиала: в г. Бор (Борская база технического обслуживания флота) и в г. Волжский (Волжская база технического обслуживания флота). Кол-во сотрудников на конец 2023 года - 2376 человек (на конец 2022 года 2956 человек; в конце 2023 года создали дочернее Общество, куда, видимо, вывели часть персонала). Также Волга-Флот включает в себя кластер судоремонта, который представлен АО «Борремфлот», АО «Судоремонтный завод «Память Парижской Коммуны» и АО «Вознесенская ремонтно-эксплуатационная база флота» (Вознесенская РЭБ). Ранее компания владела Окской судоверфью, но продала ее.

Важной вехой в развитии судоходства будет реконструкция судоходных шлюзов № 15-16 Городецкого гидроузла, включая строительство дополнительной камеры шлюза и создание судоходного канала от г. Городец до г. Нижний Новгород. Проект реализуется в двух пусковых комплексах. Первый пусковой комплекс — со строительством камеры шлюза 15А и реконструкцией шлюзов 15 и 16 и проведением дноуглубительных работ на наиболее мелководных участках судоходного канала. Срок реализации — конец 2024 года. За счет первого комплекса пропускная способность гидроузла вырастет с 3,6 млн тонн до 10,8 млн тонн. Второй пусковой комплекс — с реконструкцией дамбы и выполнением остатка дноуглубительных работ на судовом ходу. Срок реализации — 2026 год. Это обеспечит гарантированную глубину 4,0 м, увеличение пропускной способности участка до 32 млн. тонн. Также важным значением обладает строительство Багаевского гидроузла - срок сдачи первого этапа в конце 2024 года, второго в 2025 году. На первом этапе завершается строительство основных сооружений Багаевского гидроузла, обеспечивающих необходимую глубину для прохода судов с осадкой 3,6 м при последующей организации одностороннего движения на отдельных участках и работе одной камеры Кочетовского гидроузла. Реализация этого этапа увеличит пропускную способность Нижнего Дона с 8,6 млн тонн до 27,6 млн тонн. На втором этапе до конца 2025 года будут достроены сооружения и проведены необходимые дноуглубительные работы с полным вводом в эксплуатацию всех объектов. И, конечно, развитие маршрута "Север-Юг", с загрузкой Каспийского бассейна, должно сказаться на грузовой базе.

Кол-во акций: 6269024 обыкновенных и 411933 привилегированных
Контролирующий акционер: Лисин В.С. через офшорную структуру Fletcher Group Holdings Limited владеет 90,7658% уставного капитала (95,25%АО). Итого 92466АП+5971556АО (примерно 22,5% всех привилегированных акций Общества). В середине 2023 года в новостях была информация, что Лисин перевел свои доли в НЛМК и «Первой грузовой компании» из юрисдикции Кипра (с Fletcher Group Holdings Limited) в структуры, зарегистрированные в Абу-Даби (Serenity II Holdings и Nebula II Holdings). Вполне возможно, что "переезд" затронул и долю в Волжском пароходстве. В связи с санкциями, возможно, было сложно осуществлять платежи в Кипрскую юрисдикцию, поэтому была выбрана "дружеская" ОАЭ. После переезда «Первой грузовой компании» она была продана. Можно сделать вывод, что при желании собственника, возможны выплаты дивидендов и по НЛМК, и по Волге-Флот.

Ориентировочная цена: акции с 27.03.24 торгуются на внебиржевой площадке Московской Бирже (тикер vflt, vfltp); Максимальная цена по привилегированным акциям была 6299 рублей за акцию, за обыкновенную = 7000 рублей за акцию (на 01.05.2024).

Стоимость чистых активов на 31.12.2023 = 44,536млрд (6666 рублей на акцию). Чистая прибыль на 31.12.2023 = 11,07млрд (1590 рублей на АО). Согласно Уставу Общества на привилегированные акции положен дивиденд 10% ЧП (разделенной на кол-во привилегированных акций, которые составляют не более 25% УК). Вставку "не более" добавили в Устав в 2021 году. Если бы было "не менее" или "составляют 25% УК", то надо было делать поправку, как на АП Сургутнефтегаза. Отсюда, возможный дивиденд на АП = 2687 рублей (после реорганизации, когда увеличили кол-во АО, выплат дивидендов пока не было).

Динамика операционных показателей, тыс. р.
Динамика операционных показателей, тыс. р.

2022 год, как и 2023 год, благодаря ставкам фрахта и налаживанию производственных процессов, выдались "сильными" с точки зрения результатов. Общество вышло из убыточных и низкомаржинальных сегментов, сосредоточившись на высокорентабельных перевозках. На рынке речной логистики наблюдается дефицит судов, поэтому пароходство может перебрасывать их на более выгодные направления.

Примечание: СЧА на 31.03.2024 = 44,789млрд. По имеющимся данным - это впервые, чтобы 1 квартал был не убыточным, в силу специфики речной навигации. Возможно, по 2024 году будут сильные результаты.

https://www.volgaflot.com/upload/iblock/96f/g6iq9mmx8vp4xwu1eknb3uisov49ae1z/Dividendnaya-politika-Volzhskogo-parokhodstva.pdf

Положение о дивидендной политике - приняли 26.03.2024, выложили на сайте в августе 2024 года.

Информация, представленная на канале, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.