Найти в Дзене

Тросомот. От планетарного к вертикальному.

Опыта в такелажных и тросомотных работах у меня нет. Начиная работу с моделью я больше продумывал конструктив корпуса модели, а рангоут и такелаж был для меня чем-то неизведанным, непонятным. Большое количество "верёвок" разных диаметров, направлений свивки, цветов. Каждая имеет свое предназначение. Это немного пугает, когда впервые с этим сталкиваешься. Радует то, что модель, над которой я в данный момент работаю, имеет простой такелаж и с ним будет проще разобраться.

С чего начать? Чтобы иметь представление о тросах, которые мне необходимо изготовить, я заказал в интернет-магазине несколько видов готовых тросов профессиональной скрутки из широко распространённых в среде судомоделистов нитей гутерман. Получил, мне они показались слабой скрутки. Но как отправная точка для понимания - опыт хороший.

Покупные тросы
Покупные тросы

Думал купить готовый тросомот, но не нравится мне пластиковый вариант, тем более распечатанный на 3д принтере.

Поэтому решил сделать тросомот самостоятельно. Захотелось заморочиться. Стал рассматривать конструкции разных тросомотов в интернете. Море разных реализаций, от собранных из лего, до сложных с электронным управлением и автоматизацией.

Решающим в выборе конструкции для меня стало прочтение статьи на сайте "Верфь на столе", в которой показана конструкция и принцип работы планетарного тросомота. Такого типа тросомоты в своё время производил американский мастер настольных станков для судомоделизма Джим Бирнс.

Я загорелся сделать именно планетарный тросомот. Плюсы его очевидны - возможность мотать длинные тросы, которые ограничены лишь длиной нити намотанной на шпульки тросомота.

А минусов, в силу своей неопытности в тросомотном деле, я не видел. Да и чем больше я думал о предстоящей работе с тросомотом, тем больше она меня увлекала.

Отправной точкой в проектировании и изготовлении стали шестерни редуктора. В интернет-магазине подобрал стальные шестерни с модулем М1 и количеством зубьев: для центральной ведущей - 42 зуба; для промежуточной - 24 зуба; для ведомой 21 зуб.

Набросок с которого началась работа.
Набросок с которого началась работа.

Заказал шестерни. На 2021 год (именно тогда я начал делать тросомот) штука стоила в районе 250 рублей. Шестерёнки пришли массивные, из таких заготовок можно что угодно сделать :)

Шестерни
Шестерни

Шестерни в токарном станке отрезным резцом я разделил на две.

Далее я редко чего снимал, т.к. делал урывками в свободное от работы время.

Первым делом сделал редуктор. Пластины из магниевого сплава. Очень легкие и обрабатываются просто волшебно. Один знакомый подогнал. На них были оттиски типографские для водки :) Выпилил на лобзиковом станке по разметке с припуском две заготовки. На токарнике на планшайбе обработал обе плоскости и проточил центрально отверстие с посадкой под подшипник. На ребре одной из пластин проточил канавку для приводного ремня.

Затем на фрезерном станке с помощью поворотного стола сформировал посадки под подшипники для всех осей редуктора. Пластины самый ответственный элемент в конструкции редуктора. Отверстия и посадки необходимо выполнить точно, чтобы шестерни вращались, их не закусывало или они не хлябали.

Было много токарной работы, которую я делал по вечерам, иногда в выходные дни. Это интересное отвлечение от постройки модели.

Вдаваться в подробности изготовления деталей тросомота я не буду. Тут по чертежу и по фотографиям вроде всё понятно. Материалы покупал в интернет-магазине прутки.ру. Алюминий, сталь, латунь.

Корпус редуктора вращается вокруг оси. Если зафиксировать ручку центральной оси, то центральная шестерня становится неподвижной и редуктор начинает работать, вместе с корпусом начинают вращаться оси шпулек. Центральная ось имеет сквозное отверстие через которое предполагается пропускать сердечник троса (при необходимости).

Работоспособность тросомота я отладил на тестовом стенде. Установил электродвигатель на 12 Вольт 30 Вт. Выточил из алюминия шкив на вал двигателя. И соединил двигатель и редуктор с помощью ремня круглого сечения диаметром 6 мм. На али купил два вида заготовок для ремней: один оранжевый, гладкий; второй зелёный, шершавый. Оба по метру заготовки. Они легко спаиваются при нагревании. Но оранжевый мне не подошёл, он жёстчё чем зелёный и шкив на двигателе маленького диаметра проходил с ударом в месте спайки. Зелёный гораздо мягче работал, поэтому его и оставил.

Электродвигатель подключил через ШИМ регулятор. Подключил, проверил - всё работает. Обороты регулируются, вращение - по часовой и против часовой переключается.

Учитывая все элементы тросомота, такие как редуктор, электродвигатель, блок управления, стабилизатор нити и приёмная катушка, я доработал чертёж тросомота. Начертил корпус. Корпус я сделал из вишни. Разместил двигатель, блок управления и панель управления по середине корпуса, а по краям сделал два небольших выдвижных ящика. Один для блока питания на 2А 12 В. Второй под мелочи.

На столешнице корпуса расположил катушку сердечника, редуктор, стабилизатор троса и приёмную катушку.

Получилось следующее (листайте фото):

После началась настройка. С ним оказалось довольно сложно совладать. Я не мог получить трос желанной плотности скрутки. Настройка производилась довольно долго. Чтобы трос получался равномерный шпульки должны иметь строго одинаковую степень свободы вращения. А добиться этого проблематично. Тросики получались не плохие, я намотал кучу разных экземпляров из разных исходных нитей. Обзавёлся бобинами Гутермана, Серафила и других нитей различных диаметров и цветов. Но меня не устраивала плотность и неоднородность получаемых тросиков. Плюс к этому, чтобы получить необходимый диаметр троса надо иметь исходную нить определённого диаметра. Пробы с несколькими каболками особым успехом не увенчались. Работать с ним быстро, по схеме - достал/навил/убрал не получится. Этот тросомот предназначен для долгой настройки на определённый тип троса и мотания его в промышленных масштабах :) Мне же нужен более гибкий тросомот.

Я решил упростить конструкцию и попробовать вертикальный тросомот. За исходник взял уже готовый редуктор планетарного тросомота.

Зафиксировал корпус редуктора к опоре, установил шкив для зубчатого ремня на ось редуктора.

Процесс изменения тросомота
Процесс изменения тросомота

Моторчик взял поменьше, тоже на 12 вольт, но мощность на 11 Ватт. 3000 об/мин. К торцу опоры прикрутил струбцину от лампы.

Купил на озоне швеллер алюминиевый, сделал из него коробку в которой разместил радиоуправляемый блок управления двигателем. В этом же коробе спрятана ремённая передача и к нему же зафиксирован электродвигатель.

В торцы швеллера я впаял алюминиевые пластины. Сделал съёмную крышку.

Покрасил коробку в чёрный матовый цвет. Позже этой же краской покрасил обе круглые пластины редуктора. Магниевый сплав из которых я их сделал очень сильно окисляется от отпечатков пальцев и со временем стал выглядеть грязным.

Реконструированный тросомот:

Изменил вращающиеся оси на редукторе, подвесил на них "серьги" для закрепления нитей и повесил под потолок у себя на рабочем месте.

-9

Проволочинка кручёная на корпусе - это приёмная антенна блока радиоуправления. С пульта два режима: вращение по часовой и вращение против часовой. Он программируется. Но я оставил настройки по умолчанию, т.е. пока жмешь кнопку на пульте, тросомот крутит нити. Очень удобно.

И я прибалдел... Крутил тросики с разным количеством каболок из разных исходных нитей. Результаты записывал в тетрадь. Результатами наконец-то доволен. Быстрая и простая настройка, быстрая свивка, отличный результат.

Нарисовалась проблема хранения накрученных тросиков.

Сделал ящик для хранения тросиков и мелкого инвентаря для процесса свивки.

Наточил из клёна катушек. В ящике сделал бронзовые оси для установки катушек.

Таким образом я получил устраивающие меня тросики. С планетарным тросомотом не вышло, как планировалось, но опыт получился интересный. Если возникнет какая-то идея (если захочется помучаться) я в любой момент могу поставить редуктор на место и попробовать его снова :)

Спасибо, что дочитали статью до конца!

Мой Telegram-канал.

Здесь Вы найдёте материалы по станкам и приспособлениям для судомоделизма.

Здесь материалы по строительству модели традиционного средиземноморского рыболовецкого судна Gozzo S.Caterina 1759 в масштабе 1:12 по чертежам издательства Ancre.

До встречи на канале!