Фильм "Исчезнувшая" был снят по одноименному роману Гиллиан Флинн, за съемку которого взялся талантливый режиссер Дэвид Финчер. Рассматриваемый сюжет в свете современных реалий кажется несколько фантастическим и сюрреалистичным, но в тоже время остросюжетным, заманчивым и весьма увлекательным. Гиллиан Флинн славится нестандартными сюжетами с психопатическими личностями, она мастерски раскрывает черты характера героев, маскируя добродетель под маской безумия. "Исчезнувшая" не исключение, в этом романе прекрасно описаны крайние варианты патологических особенностей героев, настолько ярко и правдоподобно, что сюжет не может не оставить неизгладимое впечатление. В конце хочется спросить себя: а может ли быть такое в реальности, где же та грань нормы и безумия и существует ли она? Целью данного обзора как раз-таки и является дать понимание различия нормы и патологии с точки зрения психиатрии, а также проследить все патохарактерологические особенности не только главной героини, но и её мужа, которого многие считают жертвой.
Как зарождалось зло...
Розамунд Пайк прекрасно воплотила своего персонажа Эми Эллиот-Данн, взгляд у нее холодный, жесткий, лицо несколько маскообразное и гипомимичное, расчетливая и прозорливая улыбка. Эми росла в семье известных писателей детских книг, за основу сюжета была взята как раз-таки сама героиня, родители вместо того, чтобы уделять внимание дочери, занимались карьерой. В их книга Эми была воплощением мечтаний, успешный, идеальный ребенок без единого изъяна, смелая, умная, храбрая, достигающая любых целей, казалось бы в этой книжной версии нет ни единого намека на несовершенство. Но как же настоящая Эми? Как и все дети она была по-своему неидеальна, но из-за конкуренции с книжной сестрой-близнецом девочка была вынуждена стремиться к самым высотам, хоть с запозданием в отличие от книжной версии. Идеализированный книжный образ сильно сказался на психике реальной дочери, вместо родительского поощрения и любви Эми получала холодное молчание, перед ней стоял недостижимый идеал сестры-близнеца, достичь который было невозможно. Изо всех сил стараясь стать лучшей версией, она довела себя в начале до невроза, а потом плавно с подросткового возраста и до психопатии. Именно тогда в Эми проявились первые черты патологии, в особенности во взаимоотношениях со сверстниками. Не получая внимания дома и любви, она всецело отдавалась чувствам с партнерам, идеализируя и обожествляя его, но потом спустя короткий промежуток времени обесценивала и утилизировала самым гнусным способом. Эми выставляла себя жертвой, но ей не нужно было чье-то сожаление, она хотела привлечь внимание своих родителей, ведь сообщая о безумных ухажерах, которые преследуют их дочь, та искала хотя бы толику родительского внимания и заботы. В своих партнерах героиня видела не полноценную личность, а лишь предмет для достижения собственных целей - это и есть для нее ощущение своей полноценности.
Книжная Эми была успешной, идеальной, закончила несколько вузов, была бизнес-леди, вышла удачно замуж, а как же живая Эми? Живая Эми имела трудности в общении с противоположным полом, ей хотелось видеть рядом с собой своё же отражение или хотя бы того, кто мог отзеркалить её эмоции, которых, к сожалению, из-за психопатических особенностей было мало. Она была внимательна к деталям, дотошно правильной перфекционисткой, и ждала, что её партнер будет таким же. В мужчине мечты не должно быть изъянов, он должен с точностью до мелочей отражать её состояние. Но бывает ли так? Каждый человек уникален, ожидать того, что он будет собственным отражением неверно, потому у Эми и случались срывы. Не получая должного внимания к деталям и заботы, героиня утилизировала партнера, причем каждый раз всё изощреннее и изощреннее, насколько ей позволяла динамика её психопатии.
Первое знакомство с Ником она запомнила во всех мельчайших деталях, вплоть до такого какие шутки он шутил и что пил при этом. Эми влюбилась сразу же молниеносно, стандартно как и все нарциссы. Они оценивают людей не по их личности, а по внешним атрибутам и энергетике. Нарцисс, не имея определенных ресурсов, хочет принимающего партнера, который восполнит этот дефицит. Ник был тем человеком, он веселый, энергичный красавчик. Рядом с ним Эми смотрелась идеальной, его живые эмоции наполняли и её.
У него налет самовлюбленности, такой же как у ироничного чувака в футболке, только этому самомнение к лицу. Передо мной тип мужчины, который умеет себя подать, умеет понравится женщине, умеет тра....х..ть как следует...
Страницы дневника Эми
С этих строк уже ясно, что прям в самом начале героиня его чрезмерно идеализировала, его красивая внешность и уверенность были главными атрибутами.
«Маслина там, правда, только одна, но все-таки…» Не пик остроумия, но бывают такие особые шутки, для внутреннего употребления, которые с годами становятся все забавнее. Это из-за ностальгии. Я представляю, как год спустя мы будем шагать по Бруклинскому мосту на закате и кто-нибудь из нас обязательно шепнет: «Маслина там, правда, только одна, но все-таки…» И мы будем хохотать.
Зная Ника лишь пять минут, Эми начинает строить планы, так молниеносно и страстно могут вести себя нарциссические личности. Они ориентируются на внешние аспекты, не углубляясь в суть самого человека, такое поверхностное отношение в дальнейшем приводит к краху ожиданий, ведь когда партнер выходит из рамок идеализированного образа, то начинается обесценивание. Нарциссы хоть и уверенны в себе внешне, но на самом деле, это их защитная реакция, они нарастили броню из самоуверенности и величия, чтобы никто не смог им сделать больно. По сути, это раненный ребенок, который надел доспехи уверенности и отключил все эмоции, но как и все люди им нужны чувства, потому они ищут партнеров, которые, по их мнению, ресурсные и смогут дать им увидеть настоящих себя. Но это "истинное я" - ложное, нарциссы чувствуют себя исключительными, поэтому встречаясь с идеальными партнерами, надеются подпитаться этими эмоциями, чтобы заглушить внутреннюю пустоту.
Красивый простачёк Николас Данн
Ник пример инфантильного красавчика, любимчика женщин, вечного "короля школьного бала". Отец был жестоким тираном, мать любящей женщиной, которая пыталась воспитать двоих детей сама. Боясь стать таким же как папаша, Ник боролся со своими эмоциями, превращая себя в милого простачка, любимчика женщин, "своего в доску" парня. Ник так хочет всем нравится, что теряет истинного себя, в основе этой тяги - страх и стыд, ведь больше всего на свете он боится стать как отец. Герой не хочет детей, ведь внутри боязнь повторения сценария, да плюс ко всему он и сам ещё психологически ребенок. Нерешительность и сомнения Николаса съедают изнутри, а найдя богатую девочку Эми, которая идеализирует его и смотрит как на совершенство, питая мужское эго, которое итак столь хрупкое. Эми дает ему подтверждение ценности и значимости, которое так долго не удавалось получить, теперь же ему не нужно угождать и быть милым, можно быть собой. Его травма компенсируется рядом с героиней, он раскрывает истинного себя, что и становится фатальной ошибкой. Эми хотела видеть ту угодливую идеальную версию, а расслабленный неидеальный Ник ей не подходит. Отношения героев нельзя назвать идеальными, слишком быстротечно они развивались, вместе пара прошла этапы идеализации и обесценивания, при этом не только Эми утилизировала мужа, но и сам Ник обесценил её в край. Виноваты оба, их созависимые отношения были лишь временным лекарством для излечения внутренних травм, в муже Эми видела тот недостижимый идеал и уверенность, а от жены Николас получил столь жизненно необходимое признание значимости. Только проблема в том, что герою удалось компенсировать свой дефицит, а вот у Эми расстройство только прогрессировала. Она была более сломленной нежели герой, хоть жила в полной семье, но её родители-писатели превратили собственного ребенка в безэмоционального монстра. Ник, потеряв Эми, вновь ощутил некоторую неловкость, его глупая неуместная улыбка на конференции как раз дает об этом понять.
Очень трудно в наше время быть личностью, просто реальной, настоящей личностью. Каждый из нас собирает по штриху от разных образов, коим несть числа, – вместо того, чтобы оставаться самим собой. И среди всеобщего притворства как можно говорить о родстве душ? Ведь у нас нет настоящих душ.
Страницы из дневника Эми
Вновь желание всем нравится и угождать, забывая о своих истинных эмоциях. Изменив жене с молоденькой студенткой, герой снова ощутил своё превосходство, та идеализировала его, была моложе и приветливее. Вместо того, чтобы решать проблемы в браке, Ник выбрал такой путь, ведь с женой больше не нужно носить маску угодливости, поэтому плевать на чувства, лишь бы мне было хорошо. Неумение коммуницировать и решать проблемы самостоятельно - явные признаки инфантилизма. Чтобы чувствовать себя на высоте и восполнять детский дефицит, герою нужна принимающая женщина, которая обнимет, поцелует, похвалит. Их отношения с Эми были именно такими, пока супруги не притерлись друг другу, но вместо того, чтобы решать проблемы в браке, каждый выбрал дистанцироваться. Ник, не слушая жену решил самовольно переехать в захолустный родной штат, где для Эми нет работы, ему хотелось - он сделал, зачем уже угождать жене, она же отдала свою долю денег родителям, так пусть теперь угождает мне. Потеря работы сильно подкосила героя, шаткость психологического состояния дала о себе знать, импульсивные покупки, переезд, ссоры - всё это лишь начало развала брака. Подобное поведение свидетельствует не только об инфантильности личности Николаса, но и о скрытой нарциссической натуре, только у него нарциссизм не вышел за рамки нормы и патологии.
Я всегда считал, что для достижения компромисса к нему должны стремиться обе стороны. Но почему-то все наши компромиссы были односторонними. Один из нас обязательно оставался недовольным. И как правило, это была Эми. Есть существенная разница между любовью к женщине и любовью к придуманному образу женщины.
Ник Данн
Так и не доставайся же ты никому
Эми долго и скрупулезно обдумывала план мести, поскольку ей присуща повышенная детализация и мелочность. Она продумала каждую деталь, написала целый дневник, обдумала самоубийство, чтобы её тело нашли именно в нужном месте. В штате, где они проживали действовала смертная казнь, за свои переживания и крах брака она посчитала, что лучшей местью будет смерть мужа. Не мой - значит, ничей. Забрав эмоциональные ресурсы Ника и получив настоящую его версию, Эми решила, что такой муж должен умереть, всё или ничего, ведь просто развестись и уйти от него - не вариант. Для нарцисса видеть, что его кем-то заменили крайне невыносимо, в их мировоззрении они самые лучшие и потрясные, только они могут бросить первыми. Измена Ника вызвала крах психики, Эми потеряла самообладание, но так как героиня с детства привыкла хранить свои эмоции, то потому и смогла продумать изысканный план мести.
Я очень часто молчу, даже когда следовало бы высказаться. Держу злость в себе и постепенно нагреваюсь до точки кипения. В погребах моей души хранятся сотни бутылок ярости, отчаяния, страха, но вы никогда не догадаетесь об этом, глядя на меня.
Дневник Эми
Часть плана Эми так и не воплотилась, увы, её смогли обдурить аферисты, потеряв деньги, она вынуждена была выйти на связь с прошлым. Следует отметить, с какой страстью она смотрела выпуски с Ником, желая видеть в его глаза раскаяние и вину, но порой ей хотелось видеть то, чего нет. Ник не скучал по ней, он понял, что что-то тут не так, это ежегодная брачная игра навела на мысль, что ничего не случайно. Самое интересное, что и герой-то жертвой не является, да, его подставили, но разве он не виновен в крахе этого брака? Увез жену в глушь, обвинял в том, что она отдала деньги из траста своим родителям, потом нашел любовницу, не хотел заводить детей, всегда был недоволен её хмурым лицом. Может стоило поговорить как взрослые люди?
Все мужчины считают это лучшим комплиментом. «Она отпадная девчонка». Титул означает, что ты клевая, блестящая, прикольная, обожаешь футбол и смыслишь в покере, не кривишься от грязных шуток и болтовни компьютерных геймеров, Отпадная девчонка никогда не рассердится, она только улыбнется с легкой грустью, позволяя своему мужчине делать все, что заблагорассудится.
«Валяй, сри мне на голову, не обижусь, я же отпадная девчонка».
Дневник Эми
Ник снова пошёл по пути наименьшего сопротивления, пока в их отношениях была стабильность и достаток - всё было хорошо, ресурсная Эми, которая восполнила ему дефицит, исполнявшая все мужские прихоти, но когда в ней открылась другая сторона и жизнь стала обыденностью, то брак дал трещину. Ни Эми, ни Ник не пытались его починить, жена хотела вернуть любовь, но всё больше погружаясь в свою безэмоциональность и нарциссическую холодность, теряла всякое желание обсуждать проблемы. Ник же просто заменил занудную жену миленькой любовницей, она его слушается, восхищается им, разрешает делать с собой всё, что угодно, ну чем не "отпадная девчонка".
Вместе навсегда
Финал кого-то расстроил, кого-то шокировал, но он именно такой какой и должен быть. Брак дело тяжелое, раз они оба сломленные личности и взяли на себя эту ношу, то пусть несут её всю жизнь. Их убийственные созависимые отношения, которые отравляют всякую любовь и тепло семейных уз, являются единственным возможным вариантом. Эми сломлена изнутри, она безэмоциональная и психопатична, но исправить это уже невозможно, Ник же зависим от мнения и труслив, его инфантильная натура не позволит уйти от жены, ведь для этого нужны яйца, которых, увы, у него нет. Так и проживут они долго и несчастливо, пока один не убьет другого. Есть ли у них шанс на исцеление? Возможно, после рождения ребенка Ник повзрослеет как личность, а Эми станет эмоциональнее, вместе пройдя длительный курс семейной психотерапии, они смогут прийти хотя бы просто к мирному сосуществованию.
«-Черт побери, Ник! - воскликнула я. - Откуда вдруг такая заботливость?
Я ожидала, что он ответит: "Просто я люблю тебя, и ты достойна самого лучшего".
Но он сказал:
- Просто мне тебя жалко.
- Это еще почему?
- Потому что тебе приходится каждое утро просыпаться тобой.»