Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Пасха: история, традиции, иконография, интересные факты

Оглавление

Пасха - древнейший и один из самых значимых христианских праздников, который был установлен в честь Воскресения Иисуса Христа (центральный эпизод всей библейской истории).

Воскресение Христово (Сошествие во ад). Икона Андрея Рублёва.
Воскресение Христово (Сошествие во ад). Икона Андрея Рублёва.

История праздника:

Дата праздника ежегодно исчисляется по лунно-солнечному календарю. Согласно решению первого Вселенского собора Христианских церквей 325 года в Никее Пасха должна отмечаться после иудейской - в ближайшее воскресенье после первого полнолуния, наступающего за весенним равноденствием. Если полнолуние выпадает на субботний или воскресный день, то она празднуется в следующее за ними воскресенье. Поэтому Пасха не имеет постоянной даты и приходится каждый год на разные дни - как правило, между 4 апреля и 8 мая. Для их вычисления используется специальная методика (пасхалия).

Древнееврейское слово «Пе́сах» означает иудейскую Пасху, которую отмечают по лунному календарю. Оно связано с корнем слова פָּסַח («миновал, прошёл мимо»), которое напоминает о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта. Ветхозаветную Пасху совершали в память исхода еврейского народа из египетского плена, однако обычай празднования Пасхи появился до исхода и первоначально был связан со скотоводством, а позднее — с земледелием.

Празднование Песаха. Украинский лубок XIX века.
Празднование Песаха. Украинский лубок XIX века.

У христиан название праздника приобрело иное толкование — «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу». Как Бог освободил евреев от египетского рабства, так и христианин освобождается от рабства греха посредством смерти и воскресения Иисуса Христа. Так ветхозаветная Пасха стала прообразом Пасхи христианской.

Историко-символическая основа еврейской Пасхи – эпические события книги Исход, где повествуется о четырехвековом периоде египетского рабства, в котором пребывал угнетенный еврейский народ. Девять наказаний («казней египетских») обрушил на страну пророк Моисей, но лишь десятая смягчила сердце сердце фараона, не желавшего лишаться рабов. Ей стало поражение египетских первенцев, вслед за которым и последовал «исход» из Дома рабства. Ночью израильтяне совершают первую пасхальную трапезу. Глава каждой семьи, заклав агнца (ягненка или козленка) помазывает его кровью дверные косяки (Исх.12:11), а само запечённое на огне животное съедается. Исторический характер Пасхи стали выражать особые молитвы и рассказ о её событиях, а также особая трапеза из мяса агнца, горьких трав и сладкого салата, что символизирует горечь египетского рабства и сладость обретённой свободы. Пресный хлеб напоминает о спешных сборах.

Ночь исхода стала началом самостоятельной истории израильского народа. Окончательное же спасение совершит в будущем Божий Помазанник из рода царя Давида – Мессия, или, по-гречески, – Христос.

Христиане, отмечая Пасху Христову, вспоминают Воскресение Спасителя. Несмотря на то, что содержание иудейского Праздника Пасхи отлично от содержания Пасхи Христовой, схожесть в названиях — не единственное, что их связывает. Как известно, многие события Ветхого Завета служили прообразами новозаветных эпизодов. Ветхозаветный пасхальный агнец служил прообразом Новозаветного Агнца, Христа (1Пет.1:18-19), а ветхозаветная Пасха — прообразом Пасхи Христовой.

Поклонение Богу и Агнцу. Гравюра из цикла Апокалипсис Альбрехта Дюрера.
Поклонение Богу и Агнцу. Гравюра из цикла Апокалипсис Альбрехта Дюрера.

Вкратце напомню события, связанные с воскресением Спасителя. Как повествуют евангелисты, Христос был распят на кресте в пятницу накануне еврейской Пасхи.

В тот же день вечером Иосиф Аримафейский и Никодим сняли с креста его тело, помазали его благовонными веществами, обвили полотном («плащаницей») и похоронили в каменной пещере. Эту пещеру Иосиф высек в скале для собственного погребения, но из любви к Иисусу уступил. Эта пещера находилась в саду рядом с Голгофой. Иосиф и Никодим были членами Синедриона (верховного иудейского суда) и одновременно тайными учениками Христа. Вход в пещеру они заложили большим камнем. Где пребывал Господь после того, как Он умер? Считается, что Он сошел в ад со Своей проповедью и вывел оттуда души уверовавших.

На третий день, в воскресенье, Христос воскрес. Вскоре появились жены-мироносицы. Они увидели, что тяжелый камень, закрывавший вход в пещеру, отодвинут, а во гробе никого нет: они нашли там пустые погребальные пелены и платок, закрывавший лицо Христа. На выходе из пещеры мироносиц встретил ангел, возвестивший им, что Христос воскрес.

Особенности иконографии:

Вера в воскрешение Спасителя является основной доктриной христианства. Считается, что Христос, умерший и воскресший спустя 3 дня, одержал победу над самой смертью. В византийской и древнерусской иконографии не изображается момент воскрешения, описания которого нет в новозаветных текстах. Для православной традиции каноническим является сюжет, связанный с сошествием Христа в ад и освобождением душ праведников и первых людей.

Пасхальные иконы делят на три типа: "Анастасис", "Сошествие во ад" и "Воскресение Христово". Иконография образа "Анастасис" сложилась к Х веку: на иконах изображен Христос, стоящий на двух преломленных створках адских ворот, в окружении душ, которых он вывел из преисподней. В XI веке в западноевропейском искусстве возникло изображение "Сошествие во ад", на котором Спаситель спускается в черную бездну, протягивая руки людям.

Реже встречается так тип иконы как "Воскресение Христово" (он был заимствован из западноевропейской традиции XIV века). На ней изображен Христос, выходящий со знаменем в руке из открытой погребальной пещеры. Но этот сюжет не является каноническим для РПЦ. Обычно образ Христа, выходящего из гробницы, является составной частью более сложных композиций, которые включают в себя и сюжет о сошествии Спасителя в ад.

Воскресение Иисуса Христа, ярославская иконописная школа, XVII век.
Воскресение Иисуса Христа, ярославская иконописная школа, XVII век.

Тема воскресения Христа была популярным сюжетом у художников средневековья и эпохи Возрождения. Картины, посвящённые воскресению и явления воскресшего Христа ученикам, создали Караваджо, Грюневальд, Петер Пауль Рубенс и многие другие. Эпизод с уверением апостола Фомы можно встретить у Караваджо и Рембрандта. Великому Микеланджело принадлежит несколько графических эскизов «Воскресение Христа».

Несколько дней, предшествующих Пасхе, называют "страстной неделей". Этот период посвящен воспоминаниям о последних днях жизни Христа на земле, а «страсть» в данном контексте означает «страдание».

Страсти Христовы (анонимный художник XV века, Нидерланды).
Страсти Христовы (анонимный художник XV века, Нидерланды).

Каждый день имеет свое символическое значение:

  • В первый день, Великий понедельник, вспоминают историю патриарха Иосифа, проданного его братьями в Египет, а также чудо, которое Иисус явил, одним словом иссушив дерево инжира, не принесшее плодов.
  • В Великий вторник рассказывают о последней проповеди Христа в Иерусалимском храме и напоминают о его основных заветах.
Липгарт Эрнст Карлович, "Притча о мудрых и неразумных девах".
Липгарт Эрнст Карлович, "Притча о мудрых и неразумных девах".
  • Великая среда — день, когда Иуда решился предать Христа за 30 сребреников.

  • Великий четверг (Чистый четверг) связывают с Тайной Вечерей и считают днем, с которого начинается подготовка к Пасхе: верующие убирают дома и идут причаститься, а в церквях начинается одна из самых длинных служб в году — «Двенадцать Евангелий».

  • В Великую пятницу — день, когда Христос был распят, православные христиане погружаются в скорбь и отдают дань уважения его страданиям. Литургии в этот день не проводят.
  • На шестой день, согласно вероучению, Иисуса сняли с креста и похоронили, поэтому в субботу верующие уже освящают куличи и яйца, а вечернюю службу посвящают Пасхе. В этот же день происходит главное событие Пасхи — схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме.

Что такое схождение благодатного огня?

В Великую Субботу накануне Пасхи в храме Воскресения Христова в Иерусалиме проводят особую службу, во время которой происходит сошествия Благодатного огня (который символизирует воскрешение Христа). Считается, что храм построен на том самом месте, где был погребен и на третий день воскрес Христос.

Храм Воскресения Христова (храм Гроба Господня).
Храм Воскресения Христова (храм Гроба Господня).

В традиционной службе принимают участие священники нескольких православных конфессий, в том числе Иерусалимской православной церкви и Иерусалимского патриархата Армянской апостольской церкви. Церемония начинается с крестного хода. Священнослужители проходят через все знаковые места храма к часовне над Гробом Господним (Кувуклии), затем 3 раза обходят гробницу.

Кувуклия храма Гроба Господня.
Кувуклия храма Гроба Господня.

После Иерусалимский патриарх входит в Кувуклию в сопровождении представителя Армянской церкви. Перед этим оба снимают с себя все одеяния, кроме подрясников: таким образом они показывают, что не проносят ничего, чем можно было бы зажечь огонь.

Время ожидания Благодатного огня может продлиться от нескольких минут до нескольких часов, все это время представители церкви не покидают Кувуклию. Когда огонь сходит, в Кувуклии зажигается лампада с маслом, установленная на ложе Гроба Господня, а также 33 свечи — по одной на каждый год жизни Христа.

После этого священнослужители выходят из часовни со свечами. От них зажигают свечи стоящие рядом представители церкви и верующие, затем огонь передают дальше. После службы лампады с Благодатным огнем спецрейсами доставляют в другие страны. Например, перевозкой огня в Россию занимается Фонд Андрея Первозванного.

-22

Символы Пасхи:

Крашеные яйца стали главными символами Пасхи. О том, почему их стали красить, я рассказала в своей статье:

Как появился обычай красить яйца на Пасху?
arts_tobe - просто об искусстве2 мая 2024

Еще один атрибут, связанный с Христом, — это кулич. По преданию, на одной из трапез с апостолами Христос назвал хлеб телом своим, поэтому после его вознесения апостолы оставляли его место пустым и ставили туда хлеб. Так хлеб стал прообразом артоса, а кулич - его домашней вариацией.

-23

Творожная Пасха (по одной из версий )своей необычной формой символизирует Гроб Господень. ОДнако некоторые исследователи считают, что форма в виде усеченной пирамиды олицетворяет Голгофу — холм, на котором был распят Христос. Творог и мед олицетворяют обещанную верующим землю, «где течет молоко и мед». Надписи и узоры («ХВ», кресты, копья, колосья, ветви и цветы) — образы страданий и воскресения Иисуса. Таким образом, творожная Пасха одновременно напоминает и о жертве Христа, и символизирует веселье и обещание сладости будущей райской жизни.

-24

Спасибо, что дочитали до конца!

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: