Найти тему
arts_tobe - просто об искусстве

Самсон и Далила: история коварного и жестокого предательства

Сильнее всех других народов израильтян притесняли филистимляне - воинственный и крепкий народ. Они устраивали набеги на израильтян, забирали себе их имущество, уничтожали целые селения, и продолжалось это целых сорок лет.

Джованни Батиста Лангетти,  "Самсон", 1660 г.
Джованни Батиста Лангетти, "Самсон", 1660 г.

Увидев это, Господь решил послать своему народу спасителя - Самсона. У его матери долго не было детей, но в один прекрасный день некто сообщил ей, что она родит сына. Во время беременности ей следовало вести благочестивый образ жизни, не пить вина и не есть свинины. После рождения ребенка ему не позволялось стричь волосы. Нож не должен был касаться его головы, ведь ребенок будет посвящен Богу.

Мать Самсона удивилась и решила рассказать об этом своему мужу, и тот попросил сообщившего эту новость гостя войти в дом. Гость отказался, а отцу Самсона велел принести Господу в жертву козленка. Пламя над жертвенником унесло в небо таинственного посланца, который был Ангелом.

С детства Самсон обладал необыкновенной силой - доказательством чему служит то, что однажды, будучи безоружным, убил льва.

Когда он возмужал, то решил жениться на филистимлянке. Сколько ему ни говорили о том, что закон Моисея запрещает жениться на идолопоклонницах, Самсон отвечал, что каждое правило имеет исключение, и женился на своей возлюбленной - Далиле.

Рембрандт Харменс ван Рейн, "Самсон угрожает тестю", 1635 г.
Рембрандт Харменс ван Рейн, "Самсон угрожает тестю", 1635 г.

Во время свадебного пира, который продолжался несколько дней, Самсон загадал гостям загадку. Ставка была 30 рубашек и 30 пар верхней одежды, которую должны были платить те, кто проиграет. Гости никак не могла отгадать и угрозами вынудили Далилу выпытать у Самсона правильный ответ.

Ночью, в постели, она потребовала от мужа дать ответ и утром сообщила его своим соплеменникам. Самсону ничего не оставалось, как уплатить проигрыш. Он направился в Ашкелон (город на юго-западе Израиля), устроил драку с 30-ю филистимлянами, убил их, снял одежду и рассчитался за проигрыш - это произошло на седьмой день свадебного пира. Тесть, не предупреждая Самсона, отдал Далилу его другу. И ответил им Самсон:

Теперь я буду прав перед филистимлянами, если сделаю им зло.

Так Самсон начал мстить всему филистимскому народу. Однажды он поймал 300 лисиц, привязал к их хвостам горящие факелы и пустил тех на филистимские поля во время жатвы - весь хлеб на полях сгорел.

Однажды к Самсону в его убежище в горах пришло 3000 соплеменников. Евреи начали упрекать Самсона, утверждая, что из-за него их окружили филистимляне, с которыми у них нет сил воевать.

Ну что ж, — сказал Самсон, — свяжите мне руки сильно и отдайте меня нашим врагам. Таким образом они дадут вам покой. Только пообещайте, что не убьёте меня.

Так и сделали. Но когда филистимляне подошли, Самсон напряг свои силы, разорвал верёвки и убежал. По дороге он нашел челюсть осла и стал убивать ею встречавшихся филистимлян:

Нашёл он свежую ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял её, и убил ею тысячу человек.

Вскоре Самсон оказался в филистимском городе Газа. Жители заперли городские ворота и решили утром поймать его. Но Самсон сорвал их вместе со столбами и запорами и отнёс их на вершину горы напротив Хеврона.

Самсон поддался страсти к коварной Далиле, обещавшей филистимским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. После трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет. Далила усыпила Самсона с помощью вина и позвала филистимлян, которые остригли с головы Самсона семь кос. Далила получила щедрое вознаграждение, а Самсону выкололи глаза и бросили в темницу, где он вынужден был крутить жернова, которые мололи зерно.

У предательства Далилы нет оправданий, но есть предпосылки - Самсон не является однозначно положительным персонажем. Самсон распоряжался своей могучей силой в своих интересов, был жесток с первой женой, хвастался своими победами и успехами. Более того, филистимляне оставались соотечественниками Далилы, а многих из них Самсон убил своими руками. Далилой, как и Самсоном, двигало чувство мести. Физическая слепота Самсона стала символом духовного ослепления.

Однажды филистимляне собрались на праздник в честь языческого бога Дагона. Развеселившись они попросили привести незрячего силача, чтобы поиздеваться над ним. Но к тому времени у Самсона уже выросли волосы. Воскликнув «умри, душа моя, с филистимлянами» онобрушил кровлю дома. Под завалами погиб он сам вместе с филистимлянами, пытавшими его.

Самой известной работой на этот сюжет можно считать полотно П. П. Рубенса "Самсон и Далила".

Питер Пауль Рубенс, "Самсон и Далила", 1609 г.
Питер Пауль Рубенс, "Самсон и Далила", 1609 г.

Место действия на картине, – дом терпимости, где Далила усыпила Самсона. Он положил голову на колени прекрасной девушки и даже не может предположить, какая участь ему уготовлена. В дверях уже видны филистимляне, готовые схватить силача - в руках они держат оружие, приготовленное для ослепления и пленения. Стоящая позади Далилы старуха со свечой в руке смотрит как Самсон теряет силу и радуется его поражению.

-11

Интересная деталь - в глубине комнаты Рубенс изобразил статую Венеры  и Купидона, которые служат напоминанием о том, что именно любовь к женщине послужила причиной гибели Самсона. Наклон головы Венеры вторит наклону головы Далилы. Обнажённая грудь женщины и алый цвет одеяния указывать на ее порочность и коварность.

Влияние Рубенса заметно и в картине его ученика - Антониса ван Дейка. Двадцатилетний художник создал свою версию библейского сюжета, когда работал в мастерской учителя. Ван Дейк заимствует у Рубенса одного из персонажей – старуху (в библейском о ней ничего не сказано). Скорее всего, именно Рубенс придумал это новое действующее лицо – старуху-сводницу, которая устроила встречу Самсона и продажной красавицы Далилы.

"Самсон и Далила", Антонис ван Дейк.
"Самсон и Далила", Антонис ван Дейк.

Разрабатывая персонажей, Ван Дейк предпринимает и следующий шаг: старуха у него изображена в паре с другой женщиной, гораздо моложе. Вместе они с ужасом смотрят на то, что вот-вот случится. Интересно, что этот приём (парное изображение, в котором герои даются в контрастном противопоставлении) позднее станет у Ван Дейка одним из любимых. Он часто будет работать в жанре парного портрета, противопоставляя его героев, по колориту и по темпераменту (например, «Автопортрет вместе с сэром Эндимионом Портером» или представленный в Пушкинском музее «Портрет леди д`Обиньи и графини Портленд»).

Между 1628 и 1632 годами Ван Дейк вновь обратиться к истории Самсона, создав картину «Взятие Самсона под стражу», изображающую следующий момент истории. Самсон проснулся и испытывает ужас от осознания того, что только что был предан любимой женщиной.

«Взятие Самсона под стражу».
«Взятие Самсона под стражу».

Спасибо, что дочитали до конца! ✅ Какая картина понравилась вам больше всего? Мои фавориты - Г. Моро, "Самсон и Далила" и «Самсон и Далила», Соломон Соломон.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи о библейских сюжетах в искусстве, которые могут вас заинтересовать: