Что ели во время "Тайной вечери"?

5,2K прочитали

Тайная вечеря - знакомый многим библейский сюжет, описывающий последнюю трапезу Иисуса Христа и его ближайших учеников - 12 апостолов. Тайная вечеря связана с главным христианским ритуалом - таинством евхаристии (таинством причастия). В процессе евхаристии традиционно пьют вино и едят хлеб - по мнению христиан оба продукта символизируют кровь и плоть Христа:

Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, разломил его, дал им и сказал: – Возьмите, это Мое тело. Затем Он взял чашу, поблагодарил за нее и подал им, и они все пили из нее. – Это Моя кровь завета, проливаемая за многих, – сказал Иисус.
Евангелие от Марка 14:22-24

Хлеб – символ жизни. Христос говорил о Себе иудеям: «…Я есмь хлеб жизни…Я хлеб живый, сшедший с небес, ядущий хлеб сей буде жить во век». Виноградная лоза – символ избранного народа Божия. В Новом Завете Сам Господь – «истинная виноградная Лоза», а Бог Отец – виноградарь. Люди, пребывающие с Христом – ветви этой лозы. Чаша – символ единства и спасения.

Однако были упомянуты и другие блюда, так как стол был посвящен празднику Песах (иудейский праздник в память об исходе из Египта). Трапеза являла собой Седер, а это означает, что на столе мог быть ягненок - жертвенное животное, которое закалывали в Иерусалимском храме в праздник Песаха.

Седер – это ритуальная трапеза, в воспоминание об исходе, с закланием и вкушением агнца. Прослеживается параллель с образом Христа как «агнца божьего», добровольно принесшего себя в жертву.
«В первый день опресноков, когда закололи пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим» (Мк. 14, 12).
Фрагмент картины "Тайная вечеря" монахини-художницы Плаутиллы Нелли. Иисус обнимает апостола Иоанна, а перед ним закланный агнец. 1568 г.
Фрагмент картины "Тайная вечеря" монахини-художницы Плаутиллы Нелли. Иисус обнимает апостола Иоанна, а перед ним закланный агнец. 1568 г.

Чаще всего художники изображали на столе Тайной вечери винные чаши и хлеб, иногда добавляли другие продукты. Напомню, что апостолы и Иисус были иудеями, а это значит, что они придерживались иудейского закона тех времен: в Песах угощались пресным хлебом, а вино могло быть с нотками смолы и изюма. Вероятно, под влиянием греко-римской культуры иудеи могли иметь на столе оливки, финики, гранаты, инжир и орехи. Также на столе мог быть чаросет (харосет) - сладкое пасхальное блюдо из орехов и фруктов.

Исследуя "меню" Тайной вечери, следует обратиться и к другим, описанным в Новом Завете, трапезам, например, к свадьбе в Кане (где Иисус превратил воду в вино) и пиру Ирода (где обезглавили Иоанна Крестителя). Кроме вина и хлеба подавали жареное мясо, фасоль и бобы, оливки, финики, рыбный соус - цир (концентрированный бульон) и пряные травы.

Посуда, согласно правилам, должна была быть каменной. Археологи обнаружили каменные сосуды, тарелки, чашки и кувшины недалеко от Иерусалима и в Галилее, датируемые первыми веками нашей эры. Согласно еврейской традиции при приготовлении и принятии пищи следует соблюдать чистоту и не смешивать мясное и молочное, а каменная посуда считается наиболее "чистой", ведь после мытья в ней не остаются частицы пищи от предыдущего приема пищи.

Конечно, неизвестно, какая именно посуда была на Тайной вечере, однако в рассматриваемую эпоху чаши уже имели разнообразные формы и изготавливались из различных материалов. Бедные люди пользовались керамическими и деревянными чашами. Но известно, что Тайная Вечеря проходила в квартале богатых людей, на горе Сион, поэтому чаша могла быть из цветного стекла, серебряной или каменной.

Симон Ушаков, "Тайная вечеря".
Симон Ушаков, "Тайная вечеря".

Да и стол должен был быть не таким, каким его изображали многие художники: по еврейским традициях стол должен быть на уровне земли, тогда Христос с апостолами лежали бы на левом боку, а правой вкушали пищу. Таким образом подчеркивалось, что это трапеза свободных людей (раб ест стоя, в спешке заглатывая куски). Свободный же человек может "возлежать" - об этом говорится ещё в двух стихах - (Мф.26:20) и (Мк. 14:18).

Многие живописцы пытались изобразить последнюю трапезу Христа с учениками. Мозаика VI века в храме Сант-Аполлинаре Нуово (Равенна) – является одним из из первых произведений на подобную тему. На столе огромное блюдо с двумя рыбами. Но рыба здесь – примета символизма. "Рыба" – является аббревиатурой (ІΧΘΥΣ - ИХТИС): «Иисус Христос Сын Божий Спаситель».

Мозаика в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово.
Мозаика в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово.

У Доменико Гирландайо («Тайная вечеря», 1486 г.) на столе перед Иисусом и апостолами рассыпаны вишни, символизирующие кровь Христову. По этой же причине вино красного цвета.

Фреска Доменико Гирландайо «Тайная Вечерня» на стене трапезной между двух внутренних дворов монастыря Оньисанти в одноименном квартале Флоренции.
Фреска Доменико Гирландайо «Тайная Вечерня» на стене трапезной между двух внутренних дворов монастыря Оньисанти в одноименном квартале Флоренции.

Однако картине голландского художника Дирка Баутса («Тайная вечеря», 1464-1467 гг.) вино в чаше, которую благословляет Христос, белое. И это неудивительно, ведь евреи выращивали как белые, так и красные сорта винограда: «Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора. Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле?» (Ветхий Завет, Ис. 63, 1-3). Вопрос о цвете вина в первые века христианства не поднимался. А в 1170 году в ходе диспута о вере между греками и армянами, византийский богослов Феориан и армянский католикос Нерсес IV согласились с тем, что вино для богослужения могло быть и темным (дословно - «черным»), и красным, и белым.

Картина великого венецианца Тинторетто, написанная во второй половине XVI века, когда Высокое Возрождение уже уступало место маньеризму, трактует сюжет как ночную сцену, освещенную мистическим светом и наполненную движением: апостолы, слуги, ангелы, зрители – как будто втянуты в бурю. Обратите внимание на стол - у Тинторетто появляется даже ваза с фрутками.

На переднем плане изображены собака, грызущая кость, и кошка, пытающаяся забраться в корзину. Такие бытовые детали характеры для Тинторетто..
На переднем плане изображены собака, грызущая кость, и кошка, пытающаяся забраться в корзину. Такие бытовые детали характеры для Тинторетто..

Более сложный "натюрморт" изобразил Якопо Бассано (1542): на блюде в центре стола лежит голова ягненка, а рядом - яблоко, которое, по-видимому, должно напоминать о грехе Адама и Евы (хотя достоверной информации о том, что запретным плодом было именно яблоко, нет).

Якопо да Понте Бассано, "Тайная вечеря". Художник перенес действие в крестьянскую среду и особое значение придал деталям. Он достоверно изобразил складки одежды и скатерти, блеск посуды, загорелые руки и мускулистые ноги апостолов-крестьян.
Якопо да Понте Бассано, "Тайная вечеря". Художник перенес действие в крестьянскую среду и особое значение придал деталям. Он достоверно изобразил складки одежды и скатерти, блеск посуды, загорелые руки и мускулистые ноги апостолов-крестьян.

Наиболее популярным изображением Тайной вечери считается роспись Леонардо да Винчи. Художник следовал иконографическому канону и его целью было передать установленное во время трапезы таинство Евхаристии. Его произведение не является исторической реконструкцией события, так как одной из задач во время работы было создание иллюзии, как будто монахи монастыря Санта-Мария-делле-Грацие присутствуют во время события (именно по этой причине художник изобразил именно ту посуду, которая была в монастыре).

На столе Леонардо изобразил угря, хоть эту рыбу и относят к нечистым в еврейской традиции. Но художник лишь продолжил общую для итальянского Возрождения традицию отхода от еврейских реалий: ведь и Давид у Микеланджело показан необрезанным.

Спасибо, что дочитали до конца!

Ставьте лайк и не забудьте подписаться ✅

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи о библейских сюжетах в искусстве, которые могут вас заинтересовать 👇🏻