Найти тему
arts_tobe - просто об искусстве

Где сыновья Адама и Евы нашли себе жен - женились на своих сестрах?

Вопрос о женах сыновей Адама и Евы является одним из самых спорных и неоднозначных. У первых людей было не двое, в трое сыновей - Каин, Авель и Сиф. Священное текст гласит, что они продолжили род человеческий, но на ком они женились? Попробуем разобраться.

«Адам и Ева», диптих Дюрера.
«Адам и Ева», диптих Дюрера.

1. Сводные сестры от Адама и его первой жены - Лилит:

Немногие знают о том, что Ева была второй женой Адама. До нее была некая Лилит, о которой не рассказывается в канонических текстах (история первой жены Адама изложена в Талмуде и других древних текстах). В древнееврейской мифологии Лилит является демоницей, которую ассоциируют с бурями и пустошью. В Талмуде она была описана как крылатый демон, который обитал в заброшенных домах и овладевал мужчинами, когда те спали. Подобные демоницы-соблазнительницы также упоминаются в Свитках Мертвого моря.

«Лилит». Картина Джона Кольера (1887).
«Лилит». Картина Джона Кольера (1887).

В каббалистических текстах Лилит – это первая жена Адама, которая бросила его и стала похитительницей детей. В средневековых текстах Лилит описывается как женщина, которая отказалась подчиняться мужу, так как считала себя равной ему (по сути, первая феминистка). Когда она ушла от Адама, тот пожаловался на нее Богу и за ней отправили трех ангелов, которые ее наказали. Согласно многочисленным версиям, Лилит постигло одно из следующих наказаний:

1. Все дети Лилит погибали в младенчестве;

2. Отныне Лилит рожала только от демонов;

3. Бесплодие;

Подводя промежуточный итог, можно предположить, что дочери Лилит, рождённые либо от демонов, либо от самого Адама до наказания, в теории могли стать жёнами Каина, Авеля и Сифа.

Лилит.
Лилит.

Родные сестры:

Если следовать библейскому тексту, то Адам и Ева — первые люди, прародители рода человеческого, созданные по образу Божию. Бог поселил их в Эдемском саду, благословил и велел плодиться. Первыми их сыновьями были Каин и Авель (один из них стал землевладельцем, а другой пастухом). В 130-летнем возрасте Адам зачал с Евой третьего сына – Сифа (Быт. 4:25, 5:3), который родился уже после того, как Каин убил Авеля.

Убийство Каином Авеля - ветхозаветный сюжет, когда старший сын Адама и Евы убил младшего из-за того, что дар Авеля оказался угодным Богу.
 Альфред Луде, "Убийство Авеля Каином".
Альфред Луде, "Убийство Авеля Каином".
"И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин".

После братоубийства старший сын отправился в земли Нод, где «познал жену свою». Библия не называет имя женщины, родившей Каину детей, но, скорее всего, его женой могла стать одна из его сестёр: Аван, Сава, Калмана или Клима.

Паоло Веронезе, "Каин и его семья", 1585.
Паоло Веронезе, "Каин и его семья", 1585.

Третий сын Адама и Евы, Сиф, женился на своей сестре Азуре.

Сиф. Фреска Феофана Грека. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, XIV век.
Сиф. Фреска Феофана Грека. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, XIV век.
За 930 лет жизни Адам и Ева произвели на свет 33 сына и 22 дочери, но девочки в древнееврейской традиции редко упоминались. Можно предположить, что братья и сёстры вступали в браки друг с другом - в древние времена кровосмесительные союзы были в порядке вещей.
«Смерть Адама», фреска Пьеро делла Франческа, Базилика Сан-Франческо в Ареццо.
«Смерть Адама», фреска Пьеро делла Франческа, Базилика Сан-Франческо в Ареццо.

Косвенным доказательством кровосмесительных союзов может служить тот факт, согласно которому потомки Адама и Евы не отличались долгой жизнью. Чем дальше мы уходим от первых людей, тем яснее видна тенденция к сокращению жизни. И нетрудно догадаться, что вызвано это, скорее всего, генетическими мутациями. После потопа (1656 лет после сотворения Адама) на земле остался только только Ной, его жена, сыновья и их жены.

Строительство Ноева ковчега, анонимный французский мастер, ок. 1675.
Строительство Ноева ковчега, анонимный французский мастер, ок. 1675.

Браки между родственниками вновь стали необходимостью, чтобы заселить землю. Еще один подобный эпизод - история Лота и его дочерей, о которой у меня есть отдельная статья:

Спустя время Авраам женился на своей сводной сестре Сарре, а отец Моисея, Амрам, был женат на свой тете Иохаведе (Исход 6:20). И лишь спустя 450 лет Бог (через Моисея) запретил кровосмесительные союзы:

«Сарра». Гравюра Ханса Колларта, ок. 1581
«Сарра». Гравюра Ханса Колларта, ок. 1581
«Не бери в жены, сказал Он, сестры твоей, ни сестры отца, ни иной девицы, имеющей с тобою такое родство, которое препятствует браку... Довольно для любви твоей к ним того, что ты родился из одной с ними утробы, или связан с ними другим образом».

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи о библейских сюжетах в искусстве, которые могут быть вам интересны: