Мария Магдалина - последовательница Христа, святая и мироносица, чей образ глубоко символичен. Он стал источником вдохновения для художников различных эпох – от христианских икон до картин эпохи Возрождения. Но что мы знаем о ней?
Жизнеописание:
Несмотря на значение Магдалины для христианского мира, сведения о ней противоречивы и неоднозначны. Имя "Мария" (Мариам - «высокая, возвышенная, превознесенная») имеет еврейское происхождение, а "Магдалина" – прозвище, означающее «происходящая из города Магдала (название города означает «сторожевая башня»).
Мария Магдалина упоминается во всех четырех канонических Евангелиях (Матфея, Луки, Иоанна и Марка), где сказано о том, что она присутствовала при казни Христа. Однако только у евангелиста Луки встречается упоминание о том, что она была исцелена от неких злых сил - Иисус изгнал из нее семь бесов и она вошла в число женщин, сопровождавших его вместе с 12 учениками.
Его сопровождали двенадцать, а также несколько женщин, которые были исцелены от злых духов и болезней: Мария, прозванная Магдалиной, из которой вышли семь демонов... (Лука 8:1-2)
В Новом Завете Мария Магдалина играет роль и в дальнейших событиях: так, вместе с матерью Христа, она присутствовала при распятии и погребении. Позднее она появляется в эпизоде с женами-мироносицами, которым ангел сообщил о Воскресении. И, наконец, именно Мария Магдалина первая увидела воскресшего Христа.
Интересно, что, говоря о женах-мироносицах, евангелисты почти всегда ставят Марию на первое место. Кроме того, это является тем редким случаем, когда женщину называют просто по имени, ведь в те времена было принято уточнять «чья» она (то есть, кто ее родственники по мужской линии): например, Мария Клеопова, Мария Иаковлева, сестры Лазаря Марфа и Мария...А Марию евангелисты называют просто «Магдалина».
Трактовка образа:
В православии и католицизме образ Марии Магдалины различается. Так, православные почитают Марию как равноапостольную, отмечают ее роль в благовествовании в Риме (эпизод с окрасившимся в красный цвет пасхальным яйцом), и, самое главное, в православии нет восприятия Марии как грешницы.
В западной христианской традиции образ Магдалины ассоциируется с образом блудницы. У Луки можно найти эпизод, в котором безымянная грешница омывала миром ноги Христа и вытирала их своими волосами - именно с этим персонажем и связали Марию Магдалину.
Ты не помазал Мне голову маслом, а она драгоценным ароматическим маслом помазала Мне ноги... Потом Иисус сказал женщине: "Твои грехи прощены". (Лука 7:46,48)
В апокрифах можно встретить версию о том, что Мария являлась не просто последовательницей Христа, но и его женой, но оставим эту теорию Дэну Брауну.
Но как появилась версия про блудницу? Исследователи считают, что католическая церковь нарочно желала очернить образ Магдалины, так как она была главной ученицей Христа и его ближайшим человеком. Возможно, так как в евангелических текстах нет прямого указания на то, что Мария была распутницей. А вот признать возможное лидерство женщины для церкви было недопустимо и поэтому было принято решение опорочить образ Магдалины, выставив ее блудницей.
О грехе Марии писали римский папа Григорий Великий, святой Ипполит Римский, преподобный Ефрем Сирин, святитель Григорий Нисский. Но именно с папы Григория Великого Мария Магдалина превращается в женщину, которая поддалась искушениям. В конце VI века в своей проповеди Григорий пишет:
Итак, семь бесов имела Мария, которая была наполнена всеми пороками. (Беседа 33).
Судьба: что случилось с Марией Магдалиной после распятия Христа?
В этом вопросе мнения западной и восточной церкви вновь расходятся: в православии принято считать, что после этого события Мария некоторое время оставалась в Иерусалиме, а затем вместе с его матерью отправилась в город Эфес (Малая Азия), где стала помощницей одного из апостолов, Иоанна.
В западноевропейских преданиях мы найдем иные подробности - Мария решила принести христианство в Европу. По Средиземному морю она прибыла в Галлию и высадилась в портовом городе Массалия (Марсель, тогда там находилась провинция римской империи), где провела последние 30 лет своей жизни в пустыне, предаваясь аскезе. Ее одежды истлели, и наготу прикрывали лишь длинные распущенные волосы.
Именно там и произошла встреча Марии со священником Максимином, который причастил ее и оставался с ней до самой ее смерти. После того как Мария скончалась, Максимин основал церковь, где и захоронил ее останки. В Провансе есть церковь Сен-Максимен-Ла-Сент-Бом, где хранится череп, который, как считают верующие, принадлежит именно Магдалине.
Значение в искусстве:
Образ Марии снискал необычайную популярность, так как она стала неким "промежуточным звеном" между двумя крайностями – искусительницей Евой и непогрешимой Богоматерью. Образ кающейся грешницы, дающий надежду на спасение, был необходим средневековым женщинам, которые не смели равнять себя с Богородицей, но и не хотели уподобляться Еве.
Главными атрибутами Марии Магдалины являются длинные распущенные волосы и сосуд с благовониями.
И в восточной, и в западной иконографии образ Марии Магдалины может присутствовать в Страстных циклах. Например, в композиции, основанной на древнеримском изображении «Noli me tangere!» (Не прикасайся ко Мне!) - это изображение Евангельского эпизода о том, как явившийся Мессия предостерег ее: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:11-17).
Наиболее часто в европейской живописи встречается изображение кающейся Марии Магдалины: Мария обращается к Богу с молитвой, в которой раскаивается в своих грехах, что совершила за время жизни на Земле. Многие художники задумывались, каким бы могло быть раскаяние грешницы после принятия учения Христа. Часто Марию изображают в богатых одеждах, с драгоценностями, символизирующими богатую и развратную жизнь (подобная иконография встречается очень часто, например, в сюжете "Геркулес на распутье" - герой стоит между двух дорог, которые олицетворяют две женщины, добродетельная и развратная, последняя из которых соблазняет Геракла красотой и нарядами).
Иногда художники добавляли наготу в изображение Марии, подчеркивая желание святой как можно скорее отбросить мирскую жизнь и посвятить себя праведному делу.
Интересно, что в Европе существует множество так называемых приютов Магдалины – учреждений монастырского типа, где падших женщин наставляли на истинный путь.
На сегодняшний день широкую известность приобрела интерпретация, согласно которой Магдалина была не просто спутницей Христа, но чуть ли не возлюбленной. Эта теория, растиражированная благодаря кино и поп-культуре, появилась еще в первые века христианской эры в среде гностиков, которые толковали Евангелие исключительно в мистическом духе. В наше время подобные взгляды на Марию Магдалину нашли отражение в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» композитора Л. Уэббера. Основой сюжета послужила вольная трактовка евангельских событий, а Магдалина была представлена блудницей, ставшей спутницей Христа. Мюзикл обозначил острую проблему современности, выраженную в греховном суждении: "...если мужчина рядом с женщиной, нет барьеров для их отношений". Автор сделал попытку приблизить Евангелие к бытовому уровню, объяснив истины через призму человеческих отношений.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи о библейских сюжетах в искусстве, которые могут быть вам интересны: