Дагестанский завод КЭМЗ презентовал сверхлегкий четырехместный самолет «Альфа-КМ». Многоцелевая машина может использоваться для перевозки пассажиров, воздушного мониторинга, аэрофотосъемки и санитарных нужд. Спрос на малую авиацию велик, и самолетом уже заинтересовались другие страны.
Выживший КЭМЗ
«Концерн КЭМЗ» — одно из крайне немногих предприятий в Дагестане, которое смогло пережить период разрухи 90-х и последовавшие за ними годы безделья. Мы не будем разбирать, почему так произошло, но скажем только, что это предприятие — живой памятник упорству его коллектива.
Чтобы выжить, завод в какой-то момент даже переключался на производство бытовых водонагревателей, и, к слову, он их и по сей день выпускает. Но по-настоящему славен был концерн в советские годы, когда производил комплексы для контроля, диагностики и обработки информации, которые работали как с гражданской, так и с военной техникой.
«Системы автоматизированной обработки полетной информации типа “ЛУЧ”, “МАЯК-85М” и “МК-Т10” широко известны в отечественных вооруженных силах и вооруженных силах стран, использующих российскую авиационную технику», — говорится на сайте предприятия.
В последние десятилетия завод прикладывает колоссальные усилия ради возрождения авиационных мощностей. Долго и упорно кизлярское предприятие продвигало проект учебного самолёта с крылом обратной стреловидности СР-10, разработанный в инициативном порядке. Были и другие концепты, и вот, наконец, специалисты завода представили очередную новинку.
Легче и дальше
Летающая машина разрабатывалась совместно Кизлярским электромеханическим заводом и КБ Московского авиационного института, и в первоначальной версии самолет был известен под именем МАИ-411. Проект вели с 2015 года, а в 2019-м машина успешно прошла испытания и получила сертификат летной годности.
Вместе с тем велись разработки альтернативного варианта. Так появился «Альфа-КМ» — усовершенствованный МАИ-411:
«В нем инжекторные двигатели и внедрен автопилот, появилась дополнительная функция автоматического захода на посадку. Также увеличилась дальность полета до 1,6 тыс. км. Максимальная скорость самолета — 310 км/ч, и работает он на 95-м бензине с примерным расходом 25-30 л на час полета», — сообщили ТАСС в пресс-службе КЭМЗ.
При производстве «Альфа-КМ» применили композитные материалы, за счет чего масса самолета уменьшилась на 350 кг. Композиты отечественные и разработаны в специальном цехе кизлярского завода.
Перспективы выпуска самолета
МАИ-411 оснащался австрийским двигателем Rotax 912S мощностью 100 л. с., и «Альфа-КМ» этот агрегат унаследовал. Эти двигатели считаются эталоном и являются рекордсменами в своей нише. Иначе говоря, если вам нужен авиадвигатель, вы просто идете в Rotax. Хотя в России его аналог давно создан, и мы писали об этом еще 2 года назад. Так что, даже если что-то пойдет не так с австрийской продукцией, из-за двигателя для этого самолёта дело не встанет.
Но что важнее, так это проявленный интерес со стороны иностранных заказчиков. «Альфа-КМ» привлек внимание Малайзии, Индии и Турции. И хочется надеяться на лучшее — что этот самолет не повторит судьбу СР-10.
Обновленную версию планируют начать выпускать до 20 единиц в год с 2027-го:
«Полная загрузка мощностей позволит производить до 20 самолетов ежегодно. При этом начало мелкосерийного выпуска планируется в 2024 году», — Минпромторг Дагестана (РБК).
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA
Чтобы не потерять нас, подпишитесь на telegram-канал, который мы ведём для проекта SFERA. Экстренные новости будут в закреплённых сообщениях.