Вчерашняя новость.
Застройщик Самолёт в 2024 году увеличил чистую прибыль на 71%, - до 26,1 млрд.руб. Выручка увеличилась на 49%, - до 256 млрд.
Скажу больше.
Я посмотрел консолидированную финансовую отчётность (а речь пойдёт именно о ней), - чистый корпоративный долг компании тоже уменьшился с 77,8 до 75,9 млрд руб.
И всё бы хорошо, но…
Давайте поговорим о настораживающем.
1. Посмотрим скорректированный чистый долг за минусом денежных средств и средств на счетах эскроу покупателей. Иначе говоря, показатели задолженности «здесь и сейчас» за минусом денег дольщиков, которые уже есть. Рост за год в 10 раз!!!, с 20 млрд., до 200 млрд.
Группа активно кредитовалась в 2023 году. Это привело к …
2. Росту процентных платежей. Они увеличились с 13 млрд. до 26,4 млрд., то есть в два раза!!!
И то, и другое, больше 71% по росту прибыли, но есть несоответствие, - чистый долг по кредитам вырос в 10 раз, а проценты по нему только в 2. Почему?
3. Обратите внимание на структуру долга. 308 млрд. из общей задолженности в 511 млрд. приходятся на проектное финансирование с плавающей ключевой ставкой.
Что мы читаем в отчётности Самолёт: «Базовая ставка (примечание: ставка ПФ) определяется в каждом кредитном договоре и может быть как фиксированной, которая за 2023 год была в диапазоне 6,75% – 15,0% (2022: 7,95% - 12,5%), так и плавающей, рассчитываемой от ключевой ставки ЦБ РФ плюс 2,2% – 5,1% в среднем по кредитам за 2023 год».
Между тем, ключевая начал расти только во второй половине прошлого года: 24 июля до 8,5%, 15 августа до 12%, 18 сентября до 13%, 30 октября до 15%, 18 декабря до 16%. Поэтому повышение ключевой привело к удорожанию ПФ в прошлом году только частично. Теперь же с такой ставкой Самолёту жить весь этот год.
Давайте поговорим не о ПФ, - какая-никакая обеспеченность кредитов средствами дольщиков на эскроу-счетах там присутствует, - есть чем закрывать (если застройщик достроит объекты).
4. Но Самолёту необходимо отдать 64 млрд. в 2024 – 2025 годах по облигациям.
Допустим, он выпустит новые и выкрутится. Но вы посмотрите проценты по последним ценным бумагам (есть в отчётности), - 18% годовых.
Но Самолёту необходимо закрыть в 2024 – 2025 годах обеспеченные и необеспеченные банковские кредиты (не ПФ) на 31 млрд.
Допустим, он перекредитуется (что не факт, если снизятся продажи). Но вы посмотрите, под какие проценты он брал их в последнее время (есть в отчётности), - 23% годовых.
5. А ещё, Самолёту необходимо погасить в 2025-2027 (за 3 года), сумму, помеченную двумя звёздочками, - кредит на приобретение МИЦ, - 46 млрд.руб. Он был получен в конце октября прошлого года, и платит по нему застройщик, на минуточку, 19% годовых!!! (это тоже процентная нагрузка на этот год, которой в прошлом году не было). Деньги на погашение покупки МИЦ не возьмёшь с ПФ, долг нужно будет гасить с прибыли, по 15 млрд. в год, начиная со следующего.
6. А ещё есть 44 млрд. (три звездочки), под 22% не под текущее строительство (соответственно, ПФ), а под будущее, - «на покупку земельных участков и иные работы, связанные со строительством». То есть строек ещё нет, а затраты несутся.
Подытожим.
Рост чистого долга по кредитам в 10 раз, приведёт к росту процентных платежей в этом году, с учетом высокой ключевой, многократно (х2 в прошлом, - только начало).
В течении ближайших двух дет Самолёт необходимо погасить 124 млрд. по облигациям, обеспеченным и необеспеченным кредитам, а также часть задолженности за покупку МИЦ.
Из прибыли…
Которой не будет.
Либо реструктуризировать долги…
Под 19-23% годовых.
Либо…
Дальше пусть каждый думает в меру своей испорченности.
2023 год для Самолёт был замечательный.
Но его результат оставляет послевкусие.