Что же, друзья. За пост «Мир мужчин» выгреб я негатива знатно. Больше токсичности собрал пока только пост «А что, если я так не хочу?». Промежуточные выводы: это меня закаливает и лишний раз подтверждает, что темы чувствительные. Ведь трогает лишь то, что откликается. Откровенных хамов, которые переходят на личность и оскорбления я блокирую, а гадкие комментарии удаляю, чтобы нормальные люди этим ядом не отравлялись.
Но есть и хорошие вопросы, за них я благодарен. На один из таких комментов сегодня написал ответ и понял, что получился полновесный пост. Решил отдельным постом и опубликовать.
1) «Для начала хотелось бы понять, что для вас "настоящий мужчина"?»
Я никогда не оперирую фразой "настоящий мужчина". Если обратите внимание, в тексе этот эпитет взят в кавычки. Не просто так, разумеется. Я понятия не имею, что это значит. Такие грубые обобщения - очень нездоровая штука. Но эта фраза очень часто встречается в общественном поле и преимущественно от женщин (я правда не помню, когда слышал ее последний раз от мужчины). Для каждого это означает что-то свое, с чем отдельно и подробно нужно разбираться, отделяя стереотипы и проекции от здоровых и благих намерений.
Еще раз, в своей работе, практике и жизни я такими грубыми обобщениями искренне стараюсь не пользоваться, ибо они неинформативны и супер-абстрактны.
2) «Если объективно, то не увидела связи между вашим детством с многочисленными травмами, тем обстоятельством, что во время вашей учёбы были в основном девушки, и призывом мужчин придти на терапию. Вот реально: вы так многословно это перечисляете, а самое главное - почему терапия?»
То что вы не увидели связи - это как раз не объективно, а субъективно. Я описал развитие своего личного социального контекста от преимущественно маскулинной среды в юности, до тотального доминирования фемининного социального контекста в профессии и кругах, связанных с психологией. Еще раз – это мой личный опыт. Я не говорю, что одно – хорошо, а другое – плохо. Но иллюстрирую концептуальную разницу социального контекста в одно и то же время, в одном и том же обществе.
Проще говоря, я сам столкнулся с противоречиями и сложностями мужской идентичности в наше время и нашем обществе. Очень много оценок, навязываемых требований и ожиданий, много обвинений, стыжения и жалоб, но очень - очень-очень мало искреннего желания и готовности мужчину с его сложностями увидеть, принять и понять. Я этот пробел своей деятельностью как могу стараюсь компенсировать.
Прекрасно знаю, что такие сложности знакомы абсолютному большинству рефлексирующих мужчин. Это подтверждается и моей психологической практикой, в которую люди с такими проблемами приходят и порой этот опыт становится первым в их жизни опытом безоценочного принятия. Это касается терапии в целом, вне зависимости от пола клиента. Я работаю и с женщинами и с мужчинами. С женщинами больше, мужчины сложнее доходят до готовности обратиться за помощью.
Но вопреки распространенным стереотипам, мужчины ничуть не менее чувственны, душевны и эмпатичны. У них есть свои личные потребности, чувства и страхи. У них есть свои травмы и особенности детства. О которых они говорят вслух в разы меньше женщин. Не потому, что у них этих проблем нет, а потому, что "стыдно", "не по-мужски", "западло".
Я не говорю, что женщинам прям легко-легко, поймите меня правильно. Всем непросто. Но та же статистика самоубийств подтверждает то, что мужчины в разы реже обращаются за психологической помощью.
Так уровень самоубийств среди мужчин в России в шесть раз выше, чем среди женщин. По данным ВОЗ за 2019 год, уровень самоубийств среди мужчин составил 44 смерти на 100.000 населения, тогда как аналогичный показатель у женщин – 9 смертей. А также Россия по статистике ВОЗ занимает первое место в мире по самоубийствам среди мужчин.
Терапия - это специальным образом организованные отношения терапевта и клиента в интересах клиента. Ключевое слово - отношения. В терапии мы через личностный контакт встречаемся и разбираемся с болезненными, неприятными и уязвимыми темами. Это своего рода - дородительствование. Место, где становится возможным в безопасной обстановке попробовать добрать то, чего когда-то не хватило от близких и значимых людей. Поэтому - терапия. И я ее рекомендую всем, независимо от пола.
Напомню, что психолог и психотерапевт – это не врачи психиатры. И мы работаем не с болезнями, а помогаем психически здоровым людям улучшить их жизнь, стать счастливее, решить те проблемы, которые самостоятельно решить не получается.
3) «Похоже, Вы считаете всех остальных мужчин не "настоящими мужчинами"? Иначе почему такой призыв? почему такой вывод - "много работы"?»
Я ко всем людям, независимо от пола изначально отношусь с огромным уважением и безусловным позитивным отношением. У меня нет права за других думать, чего им не хватает или чего им надо. Да и желания у меня такого нет. Но я говорю, что знаю о проблемах, с которыми сталкиваются многие (в том числе мужчины) и говорю, что со мной про эти темы можно разговаривать и я не стану оценивать, давать советы или учить жизни.
Работы много, в том числе и потому, что наш народ за последние 150 лет прошел и продолжает проходить через чудовищные испытания. Многие психологические проблемы и их причины передаются буквально из поколения в поколение. А психотерапия, как общедоступный институт помощи людям начал функционировать только 30 с небольшим лет назад. Поэтому да – работы много.
П.С. Да, я многословен. Для этого блог и веду, чтобы выражать свою позицию так, как органично и естественно для меня.