Найти в Дзене
Внук Эзопа

Почему мы боимся быть великими: комплекс Ионы

Стремление к величию — неотъемлемая часть человеческой природы. Каждый из нас обладает этим импульсом, связанным с корнями власти. Однако со временем люди начинают испытывать страх перед этим чувством. Именно поэтому многие отказываются от своих амбиций и предпочитают следовать установленным правилам.

Абрахам Маслоу, психолог XX века, считал, что каждый человек стремится к своим «наивысшим возможностям». Однако лишь немногие достигают успеха. Одна из причин этого — страх перед собственным величием.

«Обычно мы боимся стать тем, кем можем быть в наших лучших проявлениях. Мы восхищаемся своими божественными возможностями и одновременно испытываем слабость, благоговение и страх перед ними», — писал Маслоу в книге «Дальние границы человеческой природы».

Этот страх величия Маслоу назвал комплексом Ионы, сравнивая его с библейским персонажем, который пытался избежать своей судьбы, данной ему Богом. В этой статье мы изучим психологические аспекты этого страха и способы его преодоления.

✅ В своей книге «Искусство и художник» Отто Ранк утверждает, что людьми движут два основных страха: страх смерти и страх жизни. Страх смерти, согласно Ранку, — это не только страх физического исчезновения, но и страх психологической смерти, когда человек полностью подчиняется общественным нормам и теряет свою индивидуальность. Этот страх, по мнению Ранка, побуждает нас выделяться, раскрывая свой потенциал и становясь уникальными. Это стремление к существованию, то есть выходу наружу, выделению и проявлению себя.

Однако чрезмерная индивидуализация может привести к чувству одиночества и изоляции
Однако чрезмерная индивидуализация может привести к чувству одиночества и изоляции

Однако чрезмерная индивидуализация может привести к чувству одиночества и изоляции. Чем больше мы становимся уникальными, тем меньше нам нужна поддержка окружающих, и этот страх одиночества, названный Ранком страхом жизни, заставляет нас искать более тесную связь с обществом через конформизм и отказываться от некоторых черт, делающих нас особенными. Жизнь каждого человека проходит между стремлением к индивидуализации, вызванным страхом смерти, и стремлением соответствовать, обусловленным страхом жизни. «Между этими двумя страхами, — пишет Ранк, — индивидуум мечется туда-сюда всю свою жизнь» (Отто Ранк, Will Therapy).

Для большинства из нас страх жизни преобладает над страхом смерти. Мы больше боимся выделяться и отличаться от других, чем потерять свою индивидуальность. Этот анализ Ранка предполагает, что в основе нашего страха величия лежит страх жизни — страх остаться в одиночестве и оторваться от массы. Ведь, как часто отмечал Ницше: «Концепция величия подразумевает… способность быть другим» (Ницше, «По ту сторону добра и зла»).

Но страх перед жизнью — не единственный фактор, мешающий нам реализовать свой потенциал. Колин Уилсон, один из самых плодовитых писателей XX века, предположил, что «невроз незначительности» пронизывает современное общество, создавая дополнительные барьеры на пути к достижению величия.

✅ Уилсон отметил, что в большинстве философских трудов XX века преобладала так называемая «негероическая гипотеза», которую он определял как ощущение поражения, катастрофы или тщетности, лежащее в основе многих современных текстов (Колин Уилсон, «Эпоха поражения»). Размышляя над извечным вопросом: «Кто человек — бог или червь?», он пришёл к выводу, что современная эпоха внушила людям веру в то, что мы гораздо ближе к червям, что объясняет склонность обычных людей мириться с жизнью, которая не соответствует их возможностям.

Современная эпоха внушила людям веру в то, что мы гораздо ближе к червям
Современная эпоха внушила людям веру в то, что мы гораздо ближе к червям

Абрахам Маслоу, друг Уилсона, пришёл к схожим выводам. Маслоу имел привычку спрашивать своих студентов, кто из них напишет великий роман, станет великим лидером или композитором, и обнаружил, что обычно все начинают смеяться, краснеть и ёрзать, пока он не задаст им вопрос: «Если не ты, то кто же ещё?» И это действительно так: если вы сознательно стремитесь быть меньше своих возможностей, то, как предупреждает Маслоу, вы будете глубоко несчастны всю оставшуюся жизнь, избегая своих талантов и способностей.

✅ По мнению Маслоу, беспокойство учеников было связано с невозможностью осознать свои «божественные способности» без страха перед нездоровой манией величия. Из-за этого страха люди выбирают противоположную крайность и считают себя скорее похожими на червяков, неспособными достичь чего-либо значительного.

Однако Маслоу считал, что обе крайности — видеть себя богом или червём — вредны. Поэтому он советовал найти «золотую середину» или «средний путь». Чтобы преодолеть страх величия, нужно смело идти к своим целям, сохраняя при этом смирение и осознание того, что все мы, в конечном счёте, «слишком люди». Вот что говорил об этом сам Маслоу:

«Для некоторых людей уклонение от собственного роста, установка низких целей и страх делать то, на что они способны, являются добровольным самоповреждением… на самом деле это защита от грандиозности, высокомерия, греховной гордости и заносчивости. Некоторые люди не могут достичь изящной интеграции смирения и гордости, которая абсолютно необходима для творчества. Чтобы изобретать или создавать, нужно обладать «высокомерием креативности», которое заметили многие исследователи. Но если у вас есть только высокомерие без смирения, тогда вы действительно безумны. Вы должны осознавать не только внутренние богоподобные возможности, но и экзистенциальные человеческие ограничения… Если вас забавляет червяк, пытающийся быть богом, тогда вы действительно можете продолжать пытаться и быть высокомерным, не боясь мании величия… Это хорошая техника».

Счастья познания вам

Внук Эзопа