Когда речь заходит об эмоциональном интеллекте (ЭИ), большинство наставников считает, что это полезный инструмент управлениями эмоциями. И прежде всего нам хочется уметь управлять эмоциями ученика.
Безусловно ЭИ помогает переключать эмоции, но в первую очередь - это возможность осознавать эмоции, понимать причину их возникновения и правильно использовать. Без этого управлять, увы, не получится.
В этой статье я поделюсь некоторыми экспресс-техниками замены неэффективной эмоции на эффективную. Обратите внимание, что я не говорю про «плохие» и «хорошие» эмоции. Любая эмоция дана нам природой с определенной целью.
Мы не станем есть гнилое мясо, потому что при виде его испытаем отвращение. И это убережет от отравления. Страх говорит о близкой опасности и побуждает бежать или спрятаться, встреча с потенциальным партнером вызывает интерес. Это обусловлено генетически.
Казалось бы, чем может быть полезна злость? Но в определенных ситуациях она оправдана: защита собственных интересов, жесткие переговоры, конкуренция и соревнования, спорт. Злость помогает сфокусироваться и нацелить энергию на потенциальную угрозу.
Возьмем другую «неприятную» эмоцию – грусть. Задачи, требующие погружения в детали, поиск ошибок, оценку рисков непродуктивно решать в состоянии радости, восхищения или восторга. В позитивном настроении мы склонны игнорировать возможные проблемы и упустить важные нюансы. Здесь нужны грусть или печаль.
Зато радость и интерес подойдут для решения творческих задач и разработки новых идей.
Скачать сборник по наставничеству можно по ссылке
Какие же эмоции нужны наставнику для эффективной работы?
- Радость от встречи с учеником и от возможности поделиться своими знаниями
- Интерес к личности ученика и его прогрессу в изучении материала
- Доверие
- Принятие другого человека таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными особенностями
Возможно, вы дополните список
А теперь представим, что ученик вывел вас из себя. Причины могут быть разными. И вероятнее всего вы сами, как наставник, допустили эту ситуацию, где-то нарушив алгоритм наставничества TWI. Теперь ученик не проявляет должного интереса, демонстративно скучает или высказывает неудовольствие. А вы при этом испытываете досаду, злость, а может быть даже гнев.
Ключ к тому, чтобы управлять эмоциями другого человека – это умение управлять собственными эмоциями. Помните инструктаж по технике безопасности перед взлетом самолета? При возникновении аварийной ситуации сначала наденьте кислородную маску на себя, потом на ребенка. Если вы не сможете помочь прежде всего себе, то вы не сможете помочь другому. С эмоциями это тоже работает.
Поэтому первое, что нужно сделать – это осознать собственную эмоцию.
Что я чувствую?
Но вести себя агрессивно по отношению к ученику уже не очень хорошая идея. Эффективное управление эмоциями подразумевает, что вы осознаете и принимаете свои эмоции и чувства, а затем разумно их используете, и не идете у них на поводу, совершая импульсивные действия.
Поэтому следующие вопросы, которые стоит себе задать после того, как вы отследили собственные эмоции:
А чего я хочу?
Эта эмоция мне сейчас мешает. Какая эмоция мне нужна, чтобы взаимодействие было эффективным?
Из состояния злости сложно проанализировать причины, которые привели к тому, что ученик сейчас скучает и невнимателен. Скорее больше поможет эмоция принятия того факта, что ученик тоже живой человек и он имеет право скучать. Это нормально. Людям бывает скучно, когда они устали, или не видят ценности в том материале, который доносит наставник, или наставник непонятно объясняет. Надо понять причину и тогда ситуацию можно будет исправить.
Легко сказать, но трудно сделать, когда злость на 8 баллов из 10. Это уже гнев и сейчас пар из ушей пойдет.
Чтобы переключить неподходящую эмоцию необходимо сначала снизить ее интенсивность, а уже потом заменить эффективной. Для этого применяется «пульт управления эмоциями». У пульта 3 «кнопки»: тело, речь и фокус.
Разберем некоторые экспресс-техники управления эмоциями.
Тело:
- Изменить положение тела в пространстве: встать, сесть, взять что-то в руки, налить стакан воды.
- Физические упражнения: отжаться, подтянуться, пробежать по коридору.
- Замедлить дыхание, растянуть вдох-выдох.
- Подышать квадратом: на 4 счета вдох – на 4 счета задержка дыхания – на 4 счета выдох – на 4 счета задержка.
- «Заземление»: ощутить соприкосновение ступней с полом, с землей, почувствовать устойчивость (что вы уверенно стоите на двух ногах).
Речь (мысли):
- Вербализация эмоции: проговорить вслух эмоцию, которую испытываешь (как только вы осознали и проговорили эмоцию, она начинает терять над нами власть).
- Снизить или наоборот повысить тон голоса или скорость речи в зависимости от эмоции.
- Сконцентрироваться на поддерживающих мыслях.
- Проговорить вслух или мысленно мотивирующие или успокаивающие фразы.
Фокус:
- Изменить фокус внимания на другую задачу, решение, цель, ценности.
- Посмотреть на ситуацию с другой стороны, под другим углом зрения, с позиции другого человека.
- Визуализация эмоции через связку стимул-реакция: «вспомнить» нужную эмоцию, окунуться в нее через картинки, запахи, музыку.
Универсальных переключателей не бывает. Возможно, какие-то из советов показались вам странными, а какие-то наоборот откликнулись. У каждого из нас свой опыт, свое воспитание, свои привычки, а потому и переключатели будут у каждого свои. Эмоциональный интеллект - это тоже навык. Важно тренировать в себе способность осознавать и анализировать собственные эмоции. А также замечать, фиксировать и запоминать свои «переключатели».
Автор статьи: Наталия Александрова