Сказ о мобилизованных тральщиках на русском Севере или сказ о том, что "нет пророка в родном Отечестве"

275 прочитали

В июне 1915 года бывший английский пароход, ставший немецким "рейдером-минопостановщиком" по имени "Meteor" изрядно "навел шорох" на линии поставок из Великобритании в Архангельск. Первым на немецком минном заграждении в проливе у Кольского полуострова погиб британский угольщик "Arndale". На подрыв на мине небольшой шхуны "Николай" внимания не обратили, но 20 июня 1915 года подрывается еще один угольщик "Twilight". (Вообще, конечно, интересная ситуация когда даже уголь в Архангельск везется из Кардиффа за валюту).

В июне 1915 года бывший английский пароход, ставший немецким "рейдером-минопостановщиком" по имени "Meteor"  изрядно "навел шорох" на линии поставок из Великобритании в Архангельск.

Первыми отреагировали англичане направив 26 июня в Архангельск свою партию траления, состоящую из 6 мобилизованных тральщиков - бывших траулеров английской постройки, водоизмещением 400-500т и двух транспортов со своим углем.

Одновременно с этим (после высказанного англичанами неудовольствия) 29 июня 1915 года началась организация русской партии траления за счет судов, мобилизованных по военно-судовой повинности.

Вообще, по хорошему, нужно было бы раскрыть и экономику того времени (дабы было понимание). Понимание чего? Понимание того факта, что несмотря на "лес мачт" в Архангельском порту на красивом фото, русских "рыбаков" было совсем немного. До войны все больше работали иностранцы.

В июне 1915 года бывший английский пароход, ставший немецким "рейдером-минопостановщиком" по имени "Meteor"  изрядно "навел шорох" на линии поставок из Великобритании в Архангельск.-2

Ситуация была... странная: в наших водах до войны ловили рыбу все: норвеги, англичане, немцы. Причем, вот, что интересно: часть русской рыбы торговалась иностранцами здесь же, в Архангельске, (русским). В связи с наплывом иностранных траулеров в Баренцево море в русской печати даже раздавались тревожные голоса: боялись уничтожения всего живого на дне моря, протестовали против разграбления естественных богатств наших вод. 19 апреля 1911 года бывший шкипер из Прибалтики (ставший предпринимателем) К.Ю. Спаде выступил с докладом на общем собрании Архангельского Общества изучения Русского Севера.

Как писал в своей статье в 1911 году Карл Спаде (он на самом деле он не Карл Юльевич, а, Карл Юрген, лютеранин из Прибалтики, и жена его из лютеран той же национальности, но это не суть важно, он был хотя бы русским подданным):

"По данным архангельской корабельной конторы в течение навигации ввезено из Норвегии в Архангельск 1 655 565 пудов разной соленой морской рыбы. За

это же время с мурманских промыслов доставлено в Архангельск всего только 366 405 пудов, т. е. в 4 с половиной раза меньше, чем ввезено из Норвегии". (Ладно, это тема отдельного рассказа) Приведу лишь одну цитату. О начале своей деятельности на Мурмане Спаде поведал следующее:

«Весною 1910 года я приобрел за границей два траулера: «Север» и «Восток» и начал промышлять в конце марта… К несчастью, я выбрал своей промысловой базой Александровск, где имеется казенная винная лавка». Получил «сплошной кошмар» - вместо 2 – 3 суток стояли в гавани по 6 – 7 суток; рабочие брали водку в море и были там беспробудно пьяны. Кончил сезон с убытком. «На следующий год я набрал команду из рыбаков Балтийского моря, и этот опыт дал блестящие результаты». Месячное содержание судна и команды обходилось в 2150 рублей, а выручка от улова за этот срок достигала 4 – 6 тысяч рублей.

Прибалты всегда "любили" русских. У архангельского рыбопромышленника Карла Спаде перед Первой мировой войной было четыре траулера: «Восток», «Запад», «Север» и «Юг». После начала войны траулеры были реквизированы для военных нужд, переоборудованы в тральщики с теми же именами.

В июне 1915 года бывший английский пароход, ставший немецким "рейдером-минопостановщиком" по имени "Meteor"  изрядно "навел шорох" на линии поставок из Великобритании в Архангельск.-3

Встретилась достаточно "забавная" статья по этой теме, где указывалось: "Первые же месяцы работы выявили много численные недостатки: мощности энергетической установки на большей части тральщиков не хватало для принятой 4-узловой скорости хода с тралом, изношенные механизмы часто выходили из строя, жилые помещения оказались мало приспособленными для холодного климата, котлы всех кораблей пришлось питать забортной водой. Осенью МГШ докладывал Морскому министру, что "фактически, проводка пароходов через опасную зону ложатся почти всецело на партию английских судов".

Как бы там помягче выразиться...

А. Нельзя подходить к этому вопросу формально, с чисто гуманитарной точки зрения, нужно разбираться в технических деталях.

Б. Нужно понимать все "подводные течения" и немного "фильтровать" мнение адмиралов с учетом их личных качеств и ситуации.

О чем это я? Поясняю. Суда были мобилизованы нормальные. Адмиралы просто очень хотели закупаться за рубежом. Забегая вперёд, кое что купили ещё хуже, чем мобилизовали.

Принято писать следующее:

В июне 1915 г. создаётся должность главноначальствующего г. Архангельска и района Белого моря. С этого времени оборона Архангельского порта и защиты морских сообщений на театре приобретают более организованный и действенный характер. Была образована партия траления, которая в сентябре 1915 г. имела в своём составе 18 тральщиков и 9 вспомогательных судов.

Это почти првда. Почему "почти"? Да, 18 июня 1915 года была введена должность Архангельского генерал-губернатора, который бы подчинен непосредственно Военному министру (им стал генерал-майор Валуев). Потом, 25  июля  1915  года  Архангельск был передан из ведения штаба VI армии в непосредственное подчинение  Военному  Министру. Должность  военного  губернатора  была  упразднена,  и  учреждена  должность  «Главноначальствующего  г. Архангельска и водного района Белого моря» (сокращенно «Главнач»), с присвоеием ему прав Главного начальника округа.  На эту должность 7 августа 1915  года, по договоренности между ведомствами, был назначен представитель Морского министерства вице‐адмирал А.П. Угрюмов, но...

Во-первых, нужно знать, что русская «партия траления Белого моря» была создана 14 июня 1915 года, но до 5 сентября 1915 года, все русские мобилизованные тральщики в принципе, находились в составе английской партии траления.

Более того, даже после выделения русских тральщиков в отдельную партию траления, командиром которой был назначен капитан I ранга Николай Эммануилович Викорст (сын адмирала Викорста), эта партия подчинялась англичанину Бернею. У нас же принято писать иное, мол, "...Английская партия траления была подчинена Викорсту, но у него начались трения с британским командиром Бернеем, который отличал‐ ся крайне неуживчивым характером". Дело не в характере. Перевозки осуществлялись английскими судами, ответственность за проводку судов до входа в порт лежала на англичанах, а потому...

В общем, амбиции Викорста привели к конфликту между Викорстом и Бернеем. С 8 декабря 1915 года партии разделили, подчинив их параллельно Угрюмову, но... (ладно не будем забегать вперед).

Фокус был еще и в том, что Русские  тральщики  ходили  под флагом вспомогательного флота, их  матросы  являлись  вольнонаемными, на  них,  как  невоеннообязанных,  не  распространялась  Конвенция о военнопленных (но это мелочи). Главное, требовать от них дисциплины было... сложно. Ладно, возвращаемся в лето 1915 года.

Управление и снабжение русских тральщиков на тот момент лежало на англичанах. В связи с этим, возникает вопрос:

А, почему котлы пришлось питать забортной водой? (Чего категорически делать не следовало бы).

Вопрос второй: почему " жилые помещения оказались мало приспособленными для холодного климата"? Ведь суда эксплуатировались здесь же, на севере? Ответ прост: да, численность команды возросла, но, наверное, стоило бы оборудовать кубрики в рыбном трюме (как это сделали англичане). Но, кто этим должен заниматься? (Ситуация для нас традиционная "проблемы индейцев шерифа не волнуют", и бюрократические границы блюдутся лучше государственных).

Вопрос третий: а, вот интересно, с какого... (перепуга) на судах, которые постоянно ходили в море "изношенные механизмы"? (вопрос риторический) Что касается мощности... Давайте разбираться.

"Запад" 1908 года постройки. Размерения: 44,8х7.3х4.6. "Гуманитарии" зачем-то дают его вместимость ("тоннаж") 320 брт. Водоизмещение его было около 500 тонн, мощность паровой машины 550 сил, скорость 10,5 узлов. Это был точно такой же траулер, как и у англичан (у них же и построенный). В пору подчиненности тральщика англичанам, они поставили на него 57-мм Гочкис (который на нем и остался).

Остальные корабли были, действительно, меньше.

"Север" Старенький, 1894 года английской постройки. Водоизмещение 320 т. (197 брт. это тоже вместимость) Размерения 36,6х6х4,2м.; Мощность 475 л.с.; Скорость 11 узлов. Вооружение- один пулемет.

"Юг" Водоизмещение 330 т. 36,5х6,7х4,2м У него машина слабовата 275 сил. Скорость 8 узлов. Относительно новый: 1906 год.

"Восток" 1899 год. Водоизмещение 330 т. 36,5х6,7х4,2м, но машина мощнее: 420 сил и скорость 11 узлов.

Кроме них были мобилизованы:

"Николай" купца Д.Н.Масленникова "англичанин" 1908 года, 43х7х3,6 метров, Водоизмещение 470 тонн, скорость 9,5 узлов.

«Вельможа» принадлежал рыбопромышленнику Могучему, 1907 год водоизмещение 300 тонн, скорость 9 узлов, мощность 200 л.с.

Траулер «Эмма» и плавучая мастерская «Антоний» (оба 1894 года) принадлежали купцу Антуфьеву. "Эмма" это 320 тонн, 10 узлов, "Антоний" 518 тонн (44х7,8х3.8 м) скорость 9 узлов

В реальности, если сравнивать то, что мобилизовали, с тем, что закупили, особой разницы нет (кое-что купили даже хуже, чем мобилизовали), но адмиралам нужно было как-то обосновать зарубежные закупки. Вот и родился миф о "никчемности" мобилизованных кораблей. Проблема в другом.

Обычно пишут о том, что к 8 декабря 1915 года партия траления насчитывала уже 18 кораблей. Почему именно на эту дату? А, потому, что...

8 декабря. Отряд русских тральщиков «Скум», «Спрут», «Север», «Юг», «Запад», «Восток», «Орезунд», «Николай», «Св.Николай», пароход «Вера» и транспорты «Ковда», «Харитон Лаптев» был затерт льдами в горле Белого моря. Однако с помощью ледоколов тральщики «Спрут», «Николай», «Ковда», пароход «Вера» удалось провести в Архангельск. Транспорт «Харитон Лаптев» и тральщик «Восток» пришли в Алексадровск. «Скум», «Юг» и «Запад» были оставлены командой в районе Зимнегорского маяка - мыс Керец; все их вооружение было снято ледоколом «Канада». Тральщики «Орезунд», «Св.Николай» и «Север» были окончательно затерты льдами в районе Орловского маяка и оставлены личным составом.

И, вот тут-то возникает интрига: никто (почему-то) не указывает ПОЧЕМУ в ДЕКАБРЕ месяце отряд оказался в Горле. Англичане пишут, что это была инициатива Викорста, тот говорит, что это был приказ, продиктованный требованиями англичан. История опять "мутная".

Но нас в следующей статье будет интересовать другое. Я умышленно выделил два незнакомых имени «Скум» и «Спрут». Что это за тральщики?

А, вот тут опять начинается сага о Торговом доме "Ганс Смит" (но это отдельная история...)