Найти тему

Бха̄гавата Пура̄на 1.3.3. : Вира̄т-рӯпа - Вселенская форма Верховной Личности Бога

Вира̄т-рӯпа Верховного Господа, Его единственная форма, которая является не Личностью Бога, как Кp̣шна или Вишну, а умозрительной концепцией Вселенской формы Бога. Именно вира̄т-рӯпу Бхагава̄н Кp̣шна показал Арджуне и всем воинам перед битвой на Курукшетре.
Вира̄т-рӯпа Верховного Господа, Его единственная форма, которая является не Личностью Бога, как Кp̣шна или Вишну, а умозрительной концепцией Вселенской формы Бога. Именно вира̄т-рӯпу Бхагава̄н Кp̣шна показал Арджуне и всем воинам перед битвой на Курукшетре.

I. Санскритский текст щлоки 1.3.3. Щр.Бх. (русская транслитерация ВВТ) :

йасйа̄вайава-сам̇стха̄наиx̣ калпито лока-вистараx̣ I

тад ваи бхагавато рӯпам вищуддхам̇ саттвам ӯрджитам II 1.3.3. II

II. Пословный ПЕРЕВОД Щрӣлы Прабхупа̄ды (русские эквиваленты ВВТ) :

йасйа - чьё; авайава - распространение тела; самстха̄наиx̣ - расположенные; калпитаx̣ - представляется; лока - населенные миры, планеты; вистараx̣ - разнообразные; тат ваи - но это; бхагаватаx̣ - Личности Бога; рӯпам - тело, форма; вищуддхам - чисто; саттвам - бытие; ӯрджитам - исключительно.

III. Литературный ПЕРЕВОД Щрӣлы Прабхупа̄ды (русская редакция ВВТ) :

Считается, что все планетные системы во Вселенной расположены на огромном теле пуруши. Однако Он не имеет ничего общего с сотворенными материальными элементами. Его тело вечно пребывает исключительно в духовном бытии.

IV. ПОЯСНЕНИЕ Щрӣлы Прабхупа̄ды, раскрывающее СМЫСЛ и СУТЬ щлоки 1.3.3. Щр.Бх., а также ЦЕЛЬ и НАМЕРЕНИЕ автора - Щрӣлы Вйа̄садевы:

Щрӣла Прабхупа̄да и его любимые и любящие ученики.
Щрӣла Прабхупа̄да и его любимые и любящие ученики.

Концепция вира̄т-рӯпы или вищва-рӯпы Верховной Абсолютной Истины предназначена, главным образом, для неофита, которому трудно размышлять о трансцендентной форме Личности Бога. Для него форма - нечто, имеющее отношение к этому материальному миру, поэтому для начала необходима противоположная концепция Абсолюта, чтобы дать ему возможность сосредоточить свой ум на проявлении энергии Верховного Господа. Как указывалось выше, Верховная Личность распространяет Свою энергию в виде махат-таттвы, включающей в себя все материальные элементы.

Проявление энергии Верховного Господа (в форме махат-таттвы) и Сам Он как Личность в некотором смысле едины, но в то же время махат-таттва отлична от Него. Таким образом, энергия Верховного Господа и Сам Он одновременно отличны и неотличны друг от друга. Поэтому концепция вира̄т-рӯпы неотлична от вечной формы Верховной Личности, особенно для имперсоналиста.

Вечная форма Верховного Господа существует до сотворения махат-таттвы и здесь подчеркивается, что эта вечная форма исключительно духовна, то есть трансцендентна к гунам материальной природы. Эта трансцендентная форма Верховного Господа проявляется посредством Его внутренней энергии, и природа многочисленных проявлений Его воплощений всегда неизменно трансцендентна и не имеет никакого отношения к махат-таттве.

======================================================

ПРИМЕЧАНИЯ 1). вира̄т-рупа или вищва-рӯпа - концепция подобия формы материальной Вселенной форме трансцендентного тела Верховной Личности.

Вищва-рӯпа, вира̄т-рӯпа является воображаемой (умозрительной) формой, Вселенской формой Верховного Господа, проявляющейся в материальном мире для блага неофитов, чтобы они могли привыкнуть к мысли, что Верховная Личность обладает формой. Вищва-рӯпа является моделью, по которой строится человеческое тело.
Вищва-рӯпа, вира̄т-рӯпа является воображаемой (умозрительной) формой, Вселенской формой Верховного Господа, проявляющейся в материальном мире для блага неофитов, чтобы они могли привыкнуть к мысли, что Верховная Личность обладает формой. Вищва-рӯпа является моделью, по которой строится человеческое тело.

Это очень важно для не обладающих твердым духовным разумом людей, начавших свое движение к Богу, понять, что Верховный Господь обладает формой, но она не материальна при любых обстоятельствах. Высокоумные имперсоналисты останавливаются именно на этом пороге на своем пути к Богу: они не могут принять того, что Абсолютная истина, Абсолют, обладает духовной формой и является трансцендентной личностью.

2). УМ - для краткости в переводах санскритских текстов на современные языки говорят: "ум". На самом деле в виду имеется понятие "манас", трёх-ярусная структура первого из тонких тел ( другие : тело тонкой кармы (каузальное тело тонких причин деятельности, помыслов, планирования активности), тело разума (буддха, разум и буддхӣ, разумность), атманическое тело аханкары, Ложного материального Эго, включающего в себя все материальные представления о Боге, Вселенной, Времени, душе и Сверхдуше). В структуру манаса входят: ярус желаний и волеизъявления; ярус эмоций и душевных переживаний; ярус мыслей, дум, ментальной энергии, мыслеформ, умозрения.

----------------------------------------------------------------------------------------------