Контакт, раппорт (взаимопонимание) выстраивается на "одинаковости", на сходстве. В книге Джули Стар "Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга" приведено несколько аспектов "одинаковости", которая поможет установить контакт: внешний вид/одежда, язык телодвижений, жестикуляция, качество голоса, язык/используемая лексика, убеждения и ценности. Калибровка (умение считывать состояние, эмоции клиента) необходима для установления контакта и поддержания его в ходе сессии.
Раппóрт (контакт) — необходимое условие коучингового взаимодействия. При наличии раппорта коуч может оказаться более эффективным, даже если не использует конкретных моделей. В коучинге без установления контакта эффективность будет сильно снижена.
Контакт по нейрологическим уровням по Роберту Дилтсу:
- Окружение: один ВУЗ, одна специальность, в одной стране отдыхали...
- Поведение: общие увлечения, спорт, йога, танцы...
- Способности: "я тоже в прошлом математик!", "люблю походы", "тоже занимал руководящие должности N лет"...
- Убеждения и ценности: семя, дети, свобода, развитие, религия.
- Миссия: делаем одно большое дело, развитие людей, забота об окружающем мире и др.
На всех уровнях (и на уровне ценностей, прежде всего): не усиливаем внимание там, где не совпадаем.
Возможные уровни установления контакта:
- Уровень опыта или переживания. Образование, схожий профессиональный опыт, бэкграунд.
- Уровень концепции. Картина мира, предположения относительно того, как устроена реальность.
- Уровень намерения. Здесь предполагается, что клиент чего-то хочет, а коуч совпадает с ним на этом уровне, потому что он хочет клиенту в этом помочь.
- Уровень мотивации. Если у коуча с клиентом мотивации очень разные, просто прямо противоположны, то, естественно ему будет труднее понять человека. Если они совпадают, то понять человека будет легче, но сложнее может быть с выяснением его «слепых пятен».
- Уровень развития. Если лидер компании захочет с каждым подчиненным встретиться в его реальности, это будет сложно. Ему нужно создать некую свою реальность, которая была бы увлекательна для всех и объединила их одной миссией или целью, т.е. использовать визионерский стиль руководства.
Подробнее про раппорт см. в статье:
Калибровка – умение понимать, в каком состоянии сейчас находится человек, и замечать изменения состояний, основываясь на невербальной коммуникации клиента.
Умению калибровать клиента способствует развитый эмоциональный интеллект и наблюдательность за невербальными проявлениями (мимика, поза, жестикуляция, изменения в скорости и громкости речи). В отношении невербалики важно понимать, что универсальных сигналов и трактовок нет – целесообразнее наблюдать за клиентом и подмечать какие-то изменения в конкретном человеке.
Подробнее про калибровку см. в статье:
Текст написан в связи с подготовкой к итоговому экзамену по программе профессиональной переподготовки "Системное психологическое бизнес-консультирование и профессиональный коучинг" (экзаменационный вопрос 11 из 75). Актуально для РУДН и МИП. При написании используется рекомендованная литература и (или) методические материалы, выданные в рамках учебы.