В течение взаимодействия люди часто находятся в различных состояниях. Калибровка – умение понимать, в каком состоянии сейчас находится человек, и замечать изменения состояний. Это умение, которое у всех нас есть, которое мы используем ежедневно. Это умение стоит того, чтобы его развивать.
Умению калибровать клиента способствует развитый эмоциональный интеллект и наблюдательность за невербальными проявлениями (мимика, поза, жестикуляция, изменения в скорости и громкости речи). В отношении невербалики важно понимать, что универсальных сигналов и трактовок нет – целесообразнее наблюдать за клиентом и подмечать какие-то изменения в конкретном человеке.
В ряде ситуаций коучу важно возвращать клиенту какие-то изменения в его состоянии или расхождения между тем что он говорит или как он говорит:
- Вы сейчас рассказываете об этом, но при этом на лице у вас улыбка. Про что она для вас?
 - Я заметил, что вы как-то иначе говорите про А, нежели про Б. Почему?
 - Как вы себя чувствуете в связи с этим?
 
Невербальная информация, на которую важно уметь обращать внимание:
- движения глаз;
 - поза тела;
 - температура;
 - дыхание (глубина);
 - выражение лица;
 - испарина;
 - наклон головы;
 - тонус и движения мимических мышц;
 - размер губ, зрачков;
 - местоположение;
 - угол плеч;
 - окраска кожного покрова (лицо, шея);
 - жесты рук и пальцев;
 - характеристики голоса: тон, темп, громкость, высота, тембр.
 
Изменения в данных проявлениях должны быть в фокусе внимания коуча. Это сигнал сменить технику, предложить упражнения для ресурстного состояния, спросить клиента о текущем состоянии, подсветить изменения или несоответствия, поддержать или, наоборот, фрустрировать.
Для расположения клиента в отношении позы коучу желательно провести подстройку под клиента (но не полное отзеркаливание), задействовав схожие группы мышц. Подмечать, если в ходе сессия поза меняется и при необходимости подстраиваться. Подстройка (сонастройка) также происходит по голосу и темпу речи, при этом нет необходимости в идентичном копировании манеры клиента. Голос – это инструмент коуча, который в ряде случаев помогает балансировать и направлять энергию клиента.
В книге Джули Стар "Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга" приведена шкала взаимопонимания, на которую полезно ориентироваться при калибровке клиента (оценке его вербалики, невербалики, характеристик голоса и подстройке под них) и его текущего состояния:
Текст написан для подготовки студентов к итоговому экзамену по программе профессиональной переподготовки "Системное психологическое бизнес-консультирование и профессиональный коучинг" (экзаменационный вопрос 9 из 75). Актуально для РУДН и МИП. При написании используется рекомендованная литература и (или) методические материалы, предоставленные в рамках данной программы.
- Подписывайтесь на мой Telegram-канал, там я публикую больше личных наблюдений и практических моментов по коучингу, психологии, исследовательской деятельности: Какой у вас запрос?
 - Запись на супервизии ICI осуществляется через мой телеграм: @more_coach
 - Автор материала: Екатерина Романова, психолог, профессиональный коуч и супервизор ICI, супервизор и экзаменатор на программах МИП, РУДН, Master Coach ICI.