Найти в Дзене

Калибровка состояния клиента. На чем основывается коуч, определяя состояние клиента

В течение взаимодействия люди часто находятся в различных состояниях. Калибровка – умение понимать, в каком состоянии сейчас находится человек, и замечать изменения состояний. Это умение, которое у всех нас есть, которое мы используем ежедневно. Это умение стоит того, чтобы его развивать.

Умению калибровать клиента способствует развитый эмоциональный интеллект и наблюдательность за невербальными проявлениями (мимика, поза, жестикуляция, изменения в скорости и громкости речи). В отношении невербалики важно понимать, что универсальных сигналов и трактовок нет целесообразнее наблюдать за клиентом и подмечать какие-то изменения в конкретном человеке.

В ряде ситуаций коучу важно возвращать клиенту какие-то изменения в его состоянии или расхождения между тем что он говорит или как он говорит:

  • Вы сейчас рассказываете об этом, но при этом на лице у вас улыбка. Про что она для вас?
  • Я заметил, что вы как-то иначе говорите про А, нежели про Б. Почему?
  • Как вы себя чувствуете в связи с этим?

Невербальная информация, на которую важно уметь обращать внимание:

  • движения глаз;
  • поза тела;
  • температура;
  • дыхание (глубина);
  • выражение лица;
  • испарина;
  • наклон головы;
  • тонус и движения мимических мышц;
  • размер губ, зрачков;
  • местоположение;
  • угол плеч;
  • окраска кожного покрова (лицо, шея);
  • жесты рук и пальцев;
  • характеристики голоса: тон, темп, громкость, высота, тембр.

Изменения в данных проявлениях должны быть в фокусе внимания коуча. Это сигнал сменить технику, предложить упражнения для ресурстного состояния, спросить клиента о текущем состоянии, подсветить изменения или несоответствия, поддержать или, наоборот, фрустрировать.

Для расположения клиента в отношении позы коучу желательно провести подстройку под клиента (но не полное отзеркаливание), задействовав схожие группы мышц. Подмечать, если в ходе сессия поза меняется и при необходимости подстраиваться. Подстройка (сонастройка) также происходит по голосу и темпу речи, при этом нет необходимости в идентичном копировании манеры клиента. Голос это инструмент коуча, который в ряде случаев помогает балансировать и направлять энергию клиента.

В книге Джули Стар "Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга" приведена шкала взаимопонимания, на которую полезно ориентироваться при калибровке клиента (оценке его вербалики, невербалики, характеристик голоса и подстройке под них) и его текущего состояния:

Шкала взаимопонимания
Шкала взаимопонимания

Текст написан для подготовки студентов к итоговому экзамену по программе профессиональной переподготовки "Системное психологическое бизнес-консультирование и профессиональный коучинг" (экзаменационный вопрос 9 из 75). Актуально для РУДН и МИП. При написании используется рекомендованная литература и (или) методические материалы, предоставленные в рамках данной программы.

ВСЕ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ

  • Подписывайтесь на мой Telegram-канал, там я публикую больше личных наблюдений и практических моментов по коучингу, психологии, исследовательской деятельности: Какой у вас запрос?
  • Запись на супервизии ICI осуществляется через мой телеграм: @more_coach
  • Условия проведений супервизий ICI здесь.
  • Перечень коучинговых техник, по которым провожу обучение, здесь.
  • Автор материала: Екатерина Романова, психолог, профессиональный коуч и супервизор ICI, супервизор и экзаменатор на программах МИП, РУДН, Master Coach ICI.
Автор материала: Екатерина Романова, психолог, профессиональный коуч и супервизор ICI, супервизор и экзаменатор на программах МИП, РУДН, Master Coach ICI.
Автор материала: Екатерина Романова, психолог, профессиональный коуч и супервизор ICI, супервизор и экзаменатор на программах МИП, РУДН, Master Coach ICI.