Найти тему
Турбины и Дизели

Масло Taif Rave 46EP для компрессоров Cameron

И.А. Степанков – ООО «С-Техникс»

Уход с российского рынка крупных зарубежных производителей смазочных материалов, а также нацеленность государства на развитие отечественной промышленности мотивируют генерирующие компании и другие предприятия, владеющие парком зарубежного динамического оборудования (паровые и газовые турбины, насосно-компрессорное оборудование), осваивать переход на турбинные масла российского производства.

В 2022 году на фоне антироссийских санкций ускорился процесс перехода потребителей масла из импортного сегмента в отечественный. Это достаточно долгий и сложный процесс, потому что замена «традиционных» импортных масел сопровождается не только отсутствием необходимых регламентных согласований с производителями оборудования, но и с риском снижения надежной работы техники.

Этот риск небезоснователен, поэтому производитель смазочных материалов «Таиф-СМ» особое внимание уделяет контролю качества базового сырья, используемого для производства товарных смазочных материалов, контролю качества готовой продукции и показателей рабочего масла (чистота, срок службы, физико-химические свойства). Для обеспечения перехода с импортных масел на смазочные материалы Taif Lubricants с владельцем оборудования согласовывается программа замены масла, определяются ответственность и задачи каждого участника.


Сегодня в качестве и надежности смазочных материалов серии Taif Rave для компрессоров и газовых турбин убедились десятки конечных заказчиков: масло успешно работает в оборудовании Siemens (SGT-300, SGT-600, SGT-800), General Electric (Frame 6FA, LM2500), Solar Turbines (Taurus 60, Mars 100, Titan 130), Cameron (MSG-5, MSG-4), Borsig (T-Jet 70-4), Atlas Copco и др. Ставка производителя сделана на долгосрочное сотрудничество и развитие компетенций в области управления смазочными материалами. Главная задача – повышение надежности оборудования и снижение эксплуатационных расходов его владельца.


В статье представлен опыт использования турбинного масла Taif Rave 46EP после замены импортного Mobil DTE Oil Medium в компрессоре Cameron на одной из электростанций Ханты-Мансийского автономного округа.
В составе станции – газовая и паровая турбины зарубежных изготовителей, котел-утилизатор отечественного производства. Мощность блока составляет 400 МВт. Топливный газ в ГТУ подается дожимными компрессорами марки Cameron MSG-5.Рынок дожимных компрессоров для подачи топливного газа в ГТУ представлен в РФ широким списком производителей, в основном зарубежных. Связано это с использованием импортных газотурбинных установок для строительства новых генерирующих мощностей по программе ДПМ-1. Оборудование таких производителей, как Cameron, Atlas Copco, Ariel, GEA Grasso, Borsig часто применялось в проектах для подачи газа в ГТУ.


Для смазки компрессора Cameron на период первой заливки использовалось собственное масло производителя – Turbo Blend Lubricating Oil. В связи с тем что этот продукт производится в США (в основном для Северной Америки), продажи в РФ были ограничены. Представителем производителя компрессора Cameron был согласован другой, более доступный продукт – Mobil DTE Oil Medium. Это базовое циркуляционное масло, которое применяется для паровых турбин, гидротурбин, компрессоров и другой техники.

Лаковые отложения  на элементах подшипников
Лаковые отложения на элементах подшипников


С 2022 года масло этой марки не поставляется в РФ через официальное представительство ExxonMobil – его можно получить путем параллельного импорта. К сожалению, данная схема поставки оставляет конечного пользователя без технической поддержки от производителя смазочного материала и самое главное – без гарантийных обязательств. Участились случаи поставки контрафактной продукции, фиксируются случаи выхода из строя оборудования. Учитывая такую ситуацию, многие пользователи приняли решение перейти на отечественные смазочные материалы. Результатом такого решения и была замена масла Mobil DTE Oil Medium турбинным маслом Taif Rave 46EP в системе смазки дожимного компрессора Cameron MSG-5 на объекте в ХМАО. Турбинное масло Taif Rave 46EP соответствует требованиям производителя Cameron и превышает характеристики Mobil DTE Oil Medium

Особенностью данной модели компрессора являются высокая частота вращения вала (от 17 000 до 45 000 об/мин, в зависимости от ступени), увеличенные температуры маслосистемы. Это обусловливает необходимость использовать высококачественное масло, обладающее соответствующими свойствами. И турбинное масло Taif Rave 46EP обладает такими свойствами.

Высокая термостойкость: масло Taif Rave 46EP выдерживает высокие температуры, которые могут достигать 150...200 градусов на подшипниках компрессоров и ГТУ. Оно сохраняет свои свойства под воздействием высоких температур за счет высокой степени очистки базового сырья (3-я группа по API).

Хорошая окислительная стабильность: Taif Rave 46EP обладает высокой окислительной стабильностью, что позволяет ему сохранять свои свойства на протяжении длительного времени без образования отложений и шлама. Это особенно важно для компрессоров и ГТУ, где масло работает в условиях высоких значений температуры и давления.

Противоизносные свойства: масло обеспечивает хорошую защиту от износа и коррозии подшипников и других деталей компрессора и турбины. Противоизносные присадки в составе масла предотвращают износ и увеличивают срок службы оборудования.

Совместимость с материалами: как правило, Taif Rave 46EP совместимо с большинством материалов, используемых в компрессорах, ГТУ и подшипниках. Это позволяет избежать коррозии и других нежелательных реакций, которые могут привести к преждевременному износу оборудования.

Время выпуска воздуха: Taif Rave 46EP обладает превосходными характеристиками деаэрации, так как это крайне важное свойство смазочного масла для высокооборотных компрессоров с гидродинамической системой смазки. Воздух, попавший в масло, снижает прочность масляной пленки, что приводит к потенциальным проблемам с физическим контактом между валами и подшипниками.

Возможность использования в широком диапазоне температур: масло подходит для работы в различных климатических условиях
и может использоваться как при низких, так и при высоких температурах окружающей среды.

Лаковые отложения  на элементах подшипников
Лаковые отложения на элементах подшипников

Неправильно подобранное турбинное масло или масло с низкими свойствами термической и окислительной стабильности приводит к появлению нагара на подшипниках или лаковых отложений (рис. 1, 2).Нагар на подшипниках легко удаляется в период проведения сервисных работ механическим способом. Лаковые отложения, напротив, удаляются с трудом, так как состоят
из углеводородных соединений (продуктов распада базового масла и присадок), которые конденсируются и полимеризуются при высоких температурах и давлении, образуя прочную пленку на металлических поверхностях. Эта пленка может снижать эффективность работы системы смазки, уменьшая пропускную способность маслопроводов, снижая коэффициент теплопередачи (рост температуры на подшипниках) и увеличивая трение между деталями (повышение вибрации).

Для предотвращения образования лаковых отложений в системе смазки ГТУ применяются разные способы: использование высококачественных масел с низкой склонностью к образованию отложений, регулярная замена масла и фильтров, а также контроль и поддержание оптимальных условий работы системы.

С момента пуска компрессора Cameron в 2022 году на масле Taif Rave 46EP оборудование работает в штатном режиме, регулярно проводится контроль параметров рабочего масла на соответствие нормам рабочих диапазонов.
На данный момент наработка масла составляет более 11 400 моточасов. В аккредитованной независимой лаборатории контролируются такие параметры, как чистота, окислительная стабильность, наличие побочных
продуктов окисления, индикаторы износа металлов, время выпуска воздуха и вязкость при различных температурах. Параметры находятся в допустимых значениях. Параллельно проводится наработка турбинных масел Taif Rave 32, Taif Rave PAO 32, Taif Rave PAO 46EP в газодожимных компрессорах Ariel, Atlas Copco, Borsig и турборедукторах к ним Flender-Graffenstaden, Reng-Maag, Voith Turbo и другие, где особое внимание уделяется противоизносным свойствам масла. В следующих статьях мы расскажем об опыте использования турбинных масел Taif Rave в этом оборудовании.

При возникновении вопросов, связанных с использованием турбинных масел Taif Rave, обращайтесь в службу технической поддержки федерального дистрибьютора Taif Lubricants – ООО «С-Техникс».
www.stechnics.ru, mail@stechnics.ru,
тел: 8-800-550-06-62, моб. 8-929-047-30-31.

Подшипники компрессора Cameron без отложений
Подшипники компрессора Cameron без отложений




Авто
5,66 млн интересуются