Владельцы грузов нередко сталкиваются с проблемами из-за нерадивых перевозчиков – задержкой доставки, повреждением товаров, а в худшем случае – с полной потерей груза.
Разбираем актуальные проблемы перевозчиков с заказчиками и постараемся дать полезные рекомендации.
Потеря груза
Ситуация 1: в пути водитель с грузом попадает в ДТП. Транспортное средство загорелось. Другой случай – на стоянке ночью был украден груз. И наконец, «классика» - вместо получателя за грузом пришли мошенники с поддельными документами. В итоге: груз утерян, адресат его не получил.
Что говорит закон. Перевозчик несет ответственность за груз от момента погрузки и до конечной выгрузки получателю. В случае пропажи груза, перевозчик обязан возместить заказчику полную стоимость и вернуть оплату за перевозку.
Так сказано в ст. 796 ГК РФ, а также ст. 34 Устава автомобильного транспорта.
Если груз не найден после погрузки в период не менее 10 дней, если его перевозили внутри региона, он считается потерянным.
При перевозке в другой регион, груз может разыскиваться в течение 30 дней, далее также считается утраченным. Заказчик в этом случае вправе требовать возмещение.
Перевозчик несет ответственность за груз независимо от того, виновен он в потере доверенного имущества или нет.
Перевозчик – профессионал, который не понаслышке знает о происшествиях в дороге.
Груз при перевозке постоянно под его контролем. Так что расплачиваться придется даже за мошенников или воров.
Подпишитесь на наш канал в Телеграм!
Как минимизировать риски. Перевозчику необходимо застраховать груз. Так логистическая компания избежит финансовых рисков.
Правила для заказчика:
- Озвучить стоимость груза. То есть, отправляем груз обязательно с объявленной ценностью. При его утрате, вы получите именно ту сумму, которую указали.
- Уточняем детали. То есть, указываем основные характеристики груза: модель, артикул, размер, производителя, дату изготовления и т.п.
- Документы на груз должны быть! это подтверждение вашего права собственности на доверенный груз, его стоимости и характеристик.
- Конкретизируем грузополучателя. Укажите максимально точную информацию о получателе груза вплоть до его паспортных данных. Так мошенники не смогут получить груз, просто представившись грузополучателем.
Соблюдение этих рекомендаций, к сожалению, не гарантия сохранности груза.
Но вот отстоять в суде свои права и получить стоимость утраченного груза все это очень поможет.
Повреждение груза
Ситуация 2: груз не доехал в целости и сохранности или утратил свои товарные качества, например, свежесть. Мебель в пути промокла из-за дождя и ненадежного тента, фрукты испортились из-за жары, а краска разлилась от сильной тряски. Такой груз получатель отказывается принимать.
Что говорит закон. Обязанность перевозчика – безопасная погрузка и доставка груза. Транспортное средство должно быть в исправном состоянии и соответствовать по размеру и температурному режиму под груз заказчика согласно ст. 791 ГК РФ.
При порче груза перевозчик должен компенсировать заказчику его стоимость или оплатить частичный ремонт, а также вернуть плату за перевозку, о чем говорится в ст. 796 ГК РФ.
Во время погрузки перевозчик осматривает состояние груза. При повреждениях упаковки или выявлении несвежего товара (фруктов), в транспортную накладную вносят замечания.
Таким образом, перевозчик доставляет груз в таком же состоянии, в каком получил его в пункте отбытия.
Отправитель отвечает за упаковку груза, если иное не предусмотрено договором с перевозчиком.
В каких случаях перевозчик не несет ответственность за порчу груза согласно п.23 Постановления Пленума № 26:
- Порча груза произошла из-за непреодолимой силы. Например, машина с мебелью попала под обстрел террористов.
- Властями был наложен запрет на движение по автодорогам. Пока водитель ехал объездными путями, продукты испортились.
- Груз был плохо упакован отправителем. Экспедитор не был предупрежден об особенностях груза.
- Случилась естественная убыль массы товара.
Так, если отправитель, не указал правильный температурный режим для груза, то продукт может испортиться по его вине.
Как быть. Данные о размере, особенностях груза и требования к транспорту заказчик излагает в заявке.
Цель перевозчика – строго соблюдать требования к перевозке.
Доставка с опозданием
Ситуация 3: водитель не рассчитал и доставил груз на пару дней позже. Заказчик грозится вычесть из оплаты штраф за задержку доставки.
Что говорит закон. О сроках доставки договариваются, прописывая это в заявке заказчика. Также указывают и время прибытия транспорта для погрузки.
За каждые просроченные сутки перевозчик обязан уплатить штраф в размере 9% от всей стоимости перевозки, но не более этой стоимости.
Согласно договору штраф может быть больше или меньше, о чем говорится в ст. 34 Устава автомобильного транспорта.
Кроме штрафа, перевозчик обязан компенсировать убытки заказчика. Например, заплатить неустойку, которую поставщик выплатил покупателю за просрочку.
В итоге, перевозчика дважды наказывают, следуя п.24 Постановления Пленума № 26.
Штрафы не начисляют в случае срыва доставки из обстоятельств непреодолимой силы (война, ураган, теракт и т.д.) по ст. 794 ГК РФ.
Как быть. Когда погрузка или выгрузка задерживается по вине заказчика, водителю необходимо сделать отметку в транспортной накладной.
Это будет доказательством при споре о штрафах или убытках за просрочку.
Компания РЛК предоставляет услуги грузоперевозок по РФ, ответственного хранения и другие складские и логистические услуги.
Получить консультацию, расчет стоимости вы можете на нашем сайте.
Другие публикации:
Безопасность на складе: меры предосторожности, защита от краж и возможные риски