Темы ненужности и взросления — это вечные темы, о них всегда будет что сказать, и что написать. И в этой небольшой книге от симбиоза «Поляндрии» и «Есть смысл» мыслями главного героя, Марка, вновь подняты ноты, столь знакомые миллениалам и зумерам.
Марк живет в Йошкар-Оле, только закончил университет и может читать Томаса Вулфа в оригинале, но этим на жизнь не заработаешь. Особенно, если поссорился с отцом и ушел из дома, хлопнув дверью. Теперь Марк живет в машине и работает бариста, пытаясь скопить на квартиру, но зарплаты, конечно же, не хватает. Поэтому Марк берется за подработку — переводить фильмы для взрослых.
Легко поймать себя на мысли «а что дальше?» после университета, когда мир, кажущийся большим и полным возможностей, внезапно оказывается слишком сложным и негостеприимным. И что уж тут лукавить, после окончания лингвистического института я, как и Марк, отбросила мечты о переводе книг, и пошла в бариста. Быть может, это сыграло решающую роль, почему Марк был мне симпатичен.
Отрешенный от мира и будто бы только плывущий по течению, Марк не перестает размышлять. Он сталкивается и с внутренним расизмом, далеко не сразу принимая тот факт, что он сам наполовину мариец. Однако со временем он не только примет свою внешность, но и глубже погрузится в культуру, радуясь двуязычным вывескам на улицам и посещая могилы жертв репрессий.
Если бы на людях, как на домах, висели таблички, у Марка она бы тоже была на двух языках. А то и на трёх.
Непросто даются Марку и отношения — чтобы понять родителей, ему придется от них уехать, а первый сексуальный опыт, естественно, окажется одинаково долгожданным и неловким. Большинство друзей сиюминутны и исчезают из жизни так же быстро, как появились, и вот уже даже не помнишь, на какой теме вы сошлись.
Марк, ты счастлив? — всегда спрашивала Леся после перерыва в общении.
Вопрос вводил Марка в ступор. Это как позвонить рыбе и спросить, как полет. Лесю каждый раз огорчали его ответы.
Это автофикшн, и поэтому за знакомой уже хтонью русской действительности в литературе чувствуется личная нота. Телесное, алкогольное, уязвимое смешивается, и получается хоть и иногда наивно-пафосный, но приятный текст.
Мир по дороге к Жене был грешен, но в нем виделось столько любви: снеговики на детских площадках, миски с кормом для бездомных животных у сломанных решеток подвальных окон. Светофоры, в конце концов. В светофорах Марк увидел особую добродетель - наглядное доказательство, что общество хочет, чтобы ты жил.
Пока читала, вспомнила про «Угловую комнату» Валитова — у этих двух романов много пересечений. И чувство потерянности, оторванности от мира, и герои-интеллектуалы, и небольшой российский городок со своим очарованием и своими же проблемами. Но если герой Валитова во мне не откликнулся и показался претензионной пустышкой, то в Марке оказалось намного проще увидеть себя, знакомых, близких.
Проходите, располагайтесь, Книжный Енот вам всегда будет рад и расскажет о самых уютных, захватывающих и интересных книгах.