Найти тему

Стентирование у пожилых. Три случая из практики

1,7K прочитали

Применение активных методов лечения – стентирование или аортокоронарное шунтирование обычно применяется у 60-70 летних пациентов. Именно к этому возрасту у склонных к атеросклерозу людей чаще всего начинают формироваться бляшки, требующие активного вмешательства.

Применение активных методов лечения – стентирование или аортокоронарное шунтирование обычно применяется у  60-70 летних пациентов.

А как лечить пациентов после 80 лет?

  • как правило, атеросклероз у таких пациентов более тяжёлый, чем у более молодых
  • накапливаются хронические болезни, мешающие применению препаратов и осложняющие проведение операции
  • проблемы с памятью и возрастное снижение интеллекта могут быть причиной нарушения графика приёма препаратов, что критично для функционирования стентов.

Тем не менее, и таким пациентам удаётся продлить жизнь.

12 апреля ко мне на плановый приём пришёл 89-летний пациент, которому ровно год назад, 12 апреля 2023 года был установлен второй стент (первый поставлен двумя неделями ранее). В течение года пациент чувствовал себя хорошо, и не пропустил ни одного приёма препарата, снижающего свёртываемость крови. На фоне гиполипидемических препаратов уровень ЛПНП остаётся целевым, как и год назад. Уровень давления и пульса хорошие, пациент ведёт активную жизнь, читает книги. Стенокардия пациента не беспокоит, самочувствие абсолютно нормальное.

Вот такая липидограмма. ЛПНП 1,1 на фоне лечения, АЛТ не повышена, значит, статины переносятся нормально.
Вот такая липидограмма. ЛПНП 1,1 на фоне лечения, АЛТ не повышена, значит, статины переносятся нормально.

Пациентка 87 лет была доставлена к нам в реанимацию около 2 лет назад с нестабильной стенокардией. Второе название этого состояния – предынфарктное состояние. На коронарографии было выявлено 95% сужение основного ствола левой коронарной артерии – наиболее крупного из сосудов, питающих сердце. Стент поставить не удалось (такое бывает), и зашла речь об аортокоронарном шунтировании. Возраст, конечно, внушал некоторые опасения, но обследование не выявило серьёзных противопоказаний для операции. И операция была проведена. Послеоперационный период протекал на удивление гладко, и пациентка вскоре была выписана. В настоящее время она наблюдается мной амбулаторно. Самочувствие её остаётся неплохим, она живёт активной жизнью, но больше всего меня удивляет, что во время ежедневных занятий физкультурой она приседает 30 раз!

Вспоминается ещё один случай, произошедший ещё в 2006 году. Тогда я наблюдал амбулаторно 86-летнюю пациентку. Она ранее работала врачом в поликлинике, имела колоссальный практический опыт, и когда заболела тяжёлой стенокардией напряжения, приготовилась к самому худшему. Богатый опыт наблюдения пожилых пациентов с такой патологией говорил, что жить ей осталось немного. Когда я предложил госпитализацию для проведения коронарографии, она долго сомневалась - этот метод был ей неизвестен. В тот самый день, когда она всё-таки согласилась на госпитализацию, я как раз дежурил в реанимации. И именно в тот день состояние пациентки внезапно ухудшилось – появились боли в покое, которые наросли практически до нестерпимых. На ЭКГ были зафиксированы признаки инфаркта. В приёмный покой она приехала в сопровождении реанимационной бригады скорой помощи, и сразу была подана в операционную. На коронарографии выявлен тяжёлый протяжённый стеноз передней межжелудочковой ветви. Инвазивные хирурги более 3 часов пытались установить стент. В итоге им это удалось, и пациентку вопреки ожиданиям удалось спасти. После этого она прожила ещё 8 лет, и умерла не от сосудистых проблем. Сыграл роль длительный стаж курения – только в 70-летнем возрасте она отказалась от этой привычки. В 2014 году был диагностирован рак лёгкого, и после его диагностики пациентка прожила совсем недолго. Но экстренное стентирование подарило ей восемь лет жизни.

Остаётся добавить, что во всех трёх приведённых примерах интеллект пациентов был достаточно высоким, что позволило им соблюдать режим приёма препаратов. И вторая особенность – все трое относились к лечению положительно. Ни от одного из этих пациентов я не услышал недовольства обилием лекарств или беспокойства относительно возможных побочных эффектов. Они понимали, что от приёма препаратов зависит их жизнь.

Подписывайтесь на меня в Телеграм, там я иногда публикую материалы, которых нет в Дзене.t.me/kardiologKrulev

Здесь начало истории 89-летнего пациента.

Статья не является руководством к действию. Требуется консультация специалиста.