Погружаясь в процессе психотерапии в прошлое однажды можно преодолеть болевой порог. Не сразу, а когда психика дает доступ к травматическому опыту. И тогда там кроме боли появляется что-то еще.
Самая сильная внутренняя боль, связанная с шоковым ее характером (насилие, трагедии, страшные болезни близких), однажды может отойти в сторону, чтобы дать место... внутренней свободе.
Вообще боль страдания нас всегда приближает к этой свободе. Например, свободе от стыда, вины и обесценивания.
Подумайте сами - никто не станет стыдить нас в искреннем страдании. Страдание в нашей культуре - синоним искупления. Потому что боль - это наивысшая цена, которую мы платим за то, что живы. Мертвое не чувствует и не болит. Мертвое не поддается изменениям.
Поэтому боль - это еще и символ перемен.
В общем-то с ней приходят к терапевту, потому что терпеть боль невыносимо, нужно менять что-то в себе. Нужно освобождать, дренировать от гноя больное место для исцеления.
А еще боль говорит о том, что есть другая сторона жизни - свободная от страдания, а тело и душа очень хотят туда. Это сторона жизни, не смерти. Поэтому в терапии возможен только опыт проживания боли, а не ее умерщвления или анестезия. Исцеление наступает как очищение раны от боли, когда проговорено и выплакано, когда сострадание к себе стало не стыдливой жалостью - а правом на свое переживание, на свои чувства, какими бы они ни были.
Когда боль замечают и смотрят на нее без привычного ужаса, она превращается во что-то очень гуманное.
Например, в сочувствие к другому. И, конечно, к себе.
Сложно быть по-настоящему гуманным не познав смысл боли. Сложно быть с клиентом рядом, не сочувствуя ему по-настоящему. Или вместо сочувствия предлагать ему в этот момент какие-то штуки из упражнений. Я не то чтобы не верю в них - в эти модные ЕМДР, ДПДГ... Я не знаю про исследования дальше про этих клиентов - они как там, были ли в терапии после, что с их травмой происходило через время? Коллеги, если есть такие исследования - дайте ссылку, пожалуйста.
Боль в психике работает по принципу телесной. На месте раны, травмы появляется шрам. Нарастает живая ткань, хоть и более крепкая.
Поэтому травмированный человек из психотерапии выходит крепче, чем заходил в нее. И - осторожнее. Ведь он снова живой и понимает это теперь.
И этот шрам заметен и доступен теперь психике в осознавании - как со мной больше нельзя, как мне больше не подходит и не хочется болеть и умирать от боли, и как я хочу жить, чтобы мне было - пусть порой и чувствительно - но ведь переносимо, а чаще всего - да, хорошо.
Автор: Екатерина Тушкова
Специалист (психолог), Гештальт подход
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru