Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Только вы можете мне помочь!

За свой многолетний опыт работы я пришла к выводу, что психологу от некоторых клиентов надо отказываться сразу после первой же консультации, а еще лучше до нее. Это особая категория клиентов, о которых я хочу рассказать в этой статье.

И это не значит, что психолог не может помочь такому клиенту в силу недостатка знаний, квалификации или опыта. Психолог как раз тут не причем, потому что такие клиенты, как правило, очень тщательно выбирают психолога, проверяя его образование, квалификацию, разглядывая дипломы, читая отзывы других клиентов, просматривая статьи специалиста и публикации о самом психологе прежде, чем обратиться к нему. Такая категория клиентов выбирает лучших, проверенных специалистов не просто так, они хотят получить квалифицированную помощь, внимание, поддержку (и это нормально), но самое главное – быстрое решение их проблем. При этом, свои проблемы они считают исключительно сложными и не поддающимися лечению.

Читайте статью "Про выбор психолога".

В разговоре с такими клиентами выясняется, что они уже на протяжении многих лет обращаются к специалистам разного уровня, владеющих разными техниками психотерапии, работающими в разных модальностях и разными приема терапии.

Они могут рассказывать, что многое перепробовали, но им ничего не помогло. И вот теперь такой клиент выбирает вас в качестве психотерапевта или психолога. Но возникает резонный вопрос, неужели те специалисты были так плохи или может быть их техники, не смогли хоть как-то помочь?

Клиент отвечает:

Да! Мне никто не смог помочь! Одна надежда на вас!

Ошибкой будет думать и даже немного погордиться за себя, что вот я-то точно помогу. Это иллюзия! Человек в таком случае пытается переложить ответственность за решение своих проблем на специалиста, полностью исключая свою собственную ответственность. Такой клиент ждет волшебной таблетки, доброго волшебника, который взмахом волшебной палочки принесет избавление от проблем. Причем, в долгосрочную терапию такие клиенты обычно не идут. Им надо все и сразу. Именно поэтому они склонны менять психотерапевтов, обесценивая тот труд, который в них вложили.

Такие клиенты уже заранее скептически настроены, не могут открыться, довериться, не готовы идти в глубину и работать в альянсе со специалистом. Если им дают домашние задания после сессий, первое время они могут их выполнять, но быстро заканчивают, так как их такая работа над собой, включающая интроспекцию быстро утомляет.

Человек, имеющий внутри себя такое убеждение уже заранее знает, что и вы ему точно не сможете помочь. Это как само сбывающееся пророчество:

Я так и знал, что и этот специалист мне не поможет. Все зря! Никто не может мне помочь!

Человек в таком случае в очередной раз убеждает себя в невозможности решить свою проблему и тянет время. А проблема может только усугубляться. А все почему? Потому, что человек на самом деле не хочет решать свою проблему, имея вторичные выгоды от нее. У него, может быть, и возникает периодически желание, и он обращается за помощью, но понимает, что не готов вкладываться в решение проблем в своей жизни.

Это очень опасно, если дело касается проблем зависимого поведения, так как болезнь с каждым годом прогрессирует и может привести к печальным результатам.

Именно низкая мотивация к решению собственных проблем, желание переложить ответственность, неуважение к труду специалиста, отсутствие желания вкладываться в решение проблем – являются характерными особенностями клиентов, обращающихся с фразой:

Только вы сможете мне помочь!

Так и хочется сказать молодым начинающим специалистам: «Психолог имеет право отказаться брать клиента в работу по своим личным причинам». Такой проблемный клиент – одна из причин.

-2

Если психолог берет такого клиента в работу, то можете столкнуться с обесцениванием и сопротивлением уже на первой сессии. Это может привести начинающего специалиста к страху перед клиентами, неуверенности в своих силах.

Читайте статью "Сопротивление терапии, как избегание решения проблем"

Задача такого клиента за счет вас самоутвердиться и доказать вам, а в первую очередь самому себе, что его проблему невозможно решить. В глубине души такой клиент не настроен на решение.

Признаки, по которым можно вычислить такого проблемного клиента:

  • Клиент говорит: «Только вы можете мне помочь!».

Смысл: не хочет брать ответственность на себя, а перекладывает ее на специалиста. Хотя успех психотерапии зависит от совместных усилий: 50% (психолога)/50%(клиента).

  • На консультации говорит о том, что прошел через многих специалистов и все перепробовал, но ничего и никто не помог.

Смысл: обесценивание труда других специалистов.

  • Не хочет много рассказывать о себе, о своих проблемах. Коротко обозначает запрос и просит быстро приступить к решению проблемы.

Смысл: пытается поставить психотерапевта, психолога в сложную ситуацию, поставив невыполнимую задачу.

  • Может отказаться от диагностики по причине того, что его уже 100 раз обследовали, тестировали, ставили диагнозы.

Смысл: создает видимость исключительности проблемы и масштаб предпринятых им действий.

  • Не отвечает прямо на поставленные вопросы, либо уклоняется.

Смысл: лишает специалиста необходимой информации, тем самым препятствует процессу терапии.

  • Во время консультации может перейти в позицию нападения и обесценить слова психолога. Может сказать: «Я не вижу в вас специалиста, который может мне помочь», «Я вижу, что вы поверхностно разбираетесь в этом вопросе», «Я не чувствую вашей помощи», «Мне кажется, что я ошибся, выбрав вас», «У нас не складывается разговор», «Я сразу понял, что вы мне не подходите. Вы не «мой» типаж, не мой специалист», «Я не чувствую глубину вашей терапии», «Вы не даете мне конкретных решений, советов, рекомендаций», «Что вы мне задаете глупые вопросы?», «Вы не произвели на меня впечатление» и др.

Смысл: обесценивание, самоутверждение за счет психотерапевта, попытка доказать невозможность решения своей проблемы.

  • Клиент отказывается вносить предоплату за сеанс терапии.

Смысл: не доверяет, не хочет подтверждать серьезность своих намерений пройти терапию, не выполняет условия работы специалиста, тем самым показывая, что не уважает и не ценит время психолога.

Поэтому, услышав от клиента такую фразу «Только вы можете мне помочь!», стоит, по меньшей мере, насторожиться.

В таких случаях опытные психологи знают, как вести разговор, а вот начинающие специалисты могут поддаться на манипуляцию и начать спорить, доказывать свою компетентность, из кожи вон лезть, чтобы переубедить клиента или максимально выложиться, чтобы произвести впечатление. Клиент как бы приглашает психолога вступить в игру "А ты докажи, что ты можешь мне помочь". Но все будет зря.

И тогда психолог может начать винить себя в том, что не смог помочь, не смог зарекомендовать себя, не решил проблему клиента, не произвел впечатление, не смог полностью раскрыться, как специалист и продемонстрировать приемы и техники, которыми он владеет.

Важно помнить, что психолог должен соблюдать свои личные границы и не поддаваться на манипуляции клиентов. Важно соблюдать спокойствие, чувство собственного достоинства, уважать и ценить себя, как специалиста. Не только клиент, но и психолог имеет право отказать клиенту, если понимает, что не сможет ему помочь. Или перенаправит к другому специалисту.

Дорогие читатели, специалисты и гости сайта, буду рада познакомиться с вашими мыслями по поводу статьи. Есть, чем поделиться?

Читайте мои полезные статьи:

"Как начинающему психологу подготовиться к первой консультации"

"Сопротивление терапии"

"Шпаргалка для записи к психологу"

Есть ли у вас претензии к родителям?

Познакомиться с другими статьями автора можно здесь

🌹С уважением и заботой о вас, Марина Кудрина

Автор: Кудрина Марина Николаевна
Психолог, Специалист по зависимостям

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru