Найти тему

Китайские домики монархов: на стыке рококо и шинуазри

Оглавление

Про интерьеры рококо и я писала вот тут и вот тут. Про то, что же такое шинуазри — я тоже уже рассказывала.

А в этой статье, объединяя эти темы, хочу показать вам два интересных архитектурных объекта: китайский чайный домик прусского короля Фридриха Великого и Китайский дворец в Ораниенбауме императрицы Екатерины II.

Китайский чайный домик в Сан-Суси

  • садовый павильон в парке дворца Сан-Суси в Потсдаме (1757)
  • Архитектор: Иоганн Готфрид Бюринг

XVIII век стал для Европы эпохой увлечения Китаем (о чём я подробнее писала в статье о шинуазри). Поэтому, китайский чайный домик был построен по приказу самого прусского короля Фридриха Великого в его летней резиденции.

Мы видим богатые украшения, пастельные тона и причудливые формы, присущие стилю рококо. При этом, присутствует попытка подражания восточным формам, азиатскому стилю в том виде, в каком его понимали европейцы.

Получилась очень необычная архитектурная миниатюра. Рококо вообще любит камерные формы, здания-игрушки — всё для отдыха и развлечений! Кстати, название дворца Сан-Суси тоже переводится как «без забот».

-4

К круглому залу в центре сооружения примыкают три кабинета, которые разделены между собой открытыми верандами. В прилегающих трех кабинетах стены покрыты шелковыми обоями с цветочными узорами. Дополняет интерьер мебель из ценных пород дерева с тонкой резьбой и лакировкой.

-5

Над центральным залом — расписанный фресками купол: на нижнем ярусе изображены китайцы, пьющие чай или занятые другими бытовыми делами, на верхней части — обезьянки, попугаи и тропические птицы.

Китайский чайный домик в Сан-Суси соединил в себе очарование рококо и восточной экзотики. Это интересная попытка воплотить симбиоз традиционного китайского искусства и европейской роскоши.

Китайский дворец в Ораниенбауме

  • Часть дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум» (1762-1768)
  • Архитектор: Антонио Ринальди
-7

Этот дворец — чуть ли не единственный пример архитектуры (именно архитектуры, а не интерьера) рококо в России. Правда, нынешний его вид не оригинален — дворец перестраивался в XIX веке, изначально он был более компактным. Изначально его возводили для императрицы Екатерины II, для ансамбля её собственной дачи.

Назван дворец китайским потому, что несколько его комнат оформлены в духе китайской эстетики, с китайскими вазами и другими интересными деталями. Кстати, Екатерина II была увлеченной коллекционершей.

-8

Интерьеры внутри дворца «конфетные»: используются нежные, но яркие цвета — розовый, мятный, голубой. Мы снова видим богатые украшения, обволакивающие плавные формы рококо и множество фресок.

Стеклярусный кабинет — удивительное произведение искусства. Здесь стены украшены панно, фон которых выполнен из стекляруса, а рисунки — утонченные и каллиграфичные — шелковыми нитями. И всё это тонко отделано золотом.

Ещё один интересный зал — живописный кабинет . Эту комнату украшают деревянные панели, отделанные золотыми орнаментами. Дополняют интерьер китайские фарфоровые вазы, которые создают экзотическую, необычную атмосферу.

-11

Напоследок приведу слова доктора искусствоведения Виктора Власова. Он говорил о том, что подобные строения и другие попытки стилизации под китайское искусство «представляют собой произвольное, часто далёкое от действительности изображение китайской жизни в представлениях европейцев».

Спасибо, что дочитали до конца! Вот ещё несколько статей, который могу вас заинтересовать: