XVIII век в Европе — эпоха увлечения Китаем, восточным искусством, философией, модой, дизайном и архитектурой. Повальный интерес к китайской культуре и попытки ей подражать привели к появлению нового стилевого течения — Шинуазри, от французского Chinoiserie — «китайщина».
Как можно понять по названию стиля, большОго уважения к китайской культуре подражающие произведения в себе не несли. Они были далеки от аутентичных китайских вещей, но так себе представлял восток европейский человек той эпохи. Для него, в первую очередь, Китай — это что-то экзотичное, яркое и непривычное.
Что привело к появлению Шинуазри?
Развитие торговли и Великие географические открытия: возрастающая торговля между Европой и Азией привела к тому, что в Европу стали попадать китайские товары, такие как чай, фарфор и шелк. Для европейцев они были экзотикой, вызвали большой интерес и стали модными среди аристократии.
Ограниченность информации: в то время у европейцев было мало точной информации о Китае, что способствовало возникновению идеализированных и фантазийных представлений о Востоке. Шинуазри стал выражением этих фантазий. Китай воспринимался как страна с древней и высокоразвитой культурой, что вызывало большой интерес среди европейцев.
Подробнее о Шинуазри
Полноценным стилем Шинуазри назвать сложно. Это, скорее, внутристилевое течение — один из видов ориентализма, для которого как раз характерно обращение к воображаемому, идеализированному миру Востока
Также отмечу, что время Шинуазри совпало с эпохой рококо с присущим этому стилю интересом к экзотике и вычурности. Поэтому, в архитектуре и интерьерах того времени эти направления в каком-то смысле смешиваются, создавая нечто поистине необычное.
Шинуазри возник в XVII веке и достиг пика популярности в XVIII веке, особенно во Франции и Англии. Характеризуется он использованием техник, материалов, мотивов и элементов, которые европейцы считали китайскими — например: драконов, лотосов, пагод и сцен из жизни китайцев. Эти элементы применялись в архитектуре, интерьере, мебели, текстиле, керамике и других предметах декора.
Знакомство с традиционными ремёслами Востока дало толчок многим техническим и художественным открытиям, одним из которых стал европейский фарфор. Кроме того, интерес монархов и аристократии к восточным техникам стимулировал мастеров работать с шелком, лаком, нефритом, цветными гравюрами и другими новыми техниками и материалами.
Помимо интереса к новым техникам, возник интерес и к форме — к китайской изобразительной традиции. Однако этот интерес был поверхностным, без проникновения в восточную философию, в глубинный смысл национального искусства. Информация о востоке была скудной, поэтому многое додумывалось и смешивалось с представлениями европейцев.
Мода на Китай дошла и до ландшафтного искусства, и до дизайна интерьеров. В парках стали появляться китайские чайные домики, китайские садики, мостики и даже деревни. А в усадьбах устраивались китайские комнаты, фарфоровые и шелковые кабинеты.
Но наиболее полное развитие «китайский стиль» получил в живописи, рисунке и гравюре. Покровительницей многих художников была фаворитка французского короля Людовика XV — маркиза де Помпадур. Она была большой поклонницей шинуазри в живописи: по её заказу Франсуа Буше создал серию картин и рисунков на «китайские темы».
А главным создателем жанра декоративных панно «шинуазри» в архитектурных интерьерах считается Жан-Батист Пильман. «Китайский стиль» в этом виде искусства во Франции даже называли «стилем Пильмана». Его работы представляли из себя смесь изображений фантастических птиц, цветов, животных, человеческих фигур и различных китайских мотивов.
Заканчиваю
Стиль Шинуазри отражал восхищение и одновременно непонимание китайской культуры, став неотъемлемой частью европейской истории. Он свидетельствует о сложных культурных взаимодействиях между Западом и Востоком.
Теоретик искусства, доктор искусствоведения Виктор Власов определял Шинуазри так:
Шинуазри это — обобщённое название различных «стилизаций под искусство Китая», которые «в отличие от подлинных произведений китайского искусства представляют собой произвольное, часто далёкое от действительности изображение китайской жизни в представлениях европейцев».
Власов также писал:
«Европейские художники соединяли собственно китайские, индийские, японские и даже мавританские мотивы, почерпнутые из самых разных источников, порой искажая их до неузнаваемости и смешивая несовместимые понятия.
К примеру, пагодами в XVIII веке называли фигурки „китайцев“ из фарфора, сделанные на европейских мануфактурах. Подобные нелепости искупались игровым, шутливым характером „китайщины“. Никто не требовал точного соответствия прототипам. Чем причудливее была художественная игра, тем более она соответствовала своему содержанию»