Найти в Дзене

Интерьеры рококо: праздник причудливой роскоши

Оглавление

В прошлой статье я рассказывала об интерьерах рококо в целом, об их признаках, элементах и особенностях. А в этой — показываю конкретные примеры таких интерьеров. Они впечатляют!

Амалиенбург

  • Малый дворец в парке Нимфенбурга, Германия (1734—1739)
  • Архитектор: Франсуа Кювилье
Амалиенбург
Амалиенбург

Амалиенбург — выдающийся памятник архитектуры баварского рококо XVIII века.

На здании мы видим много декоративных элементов: вазоны на крыше, полуфронтон над входом, медальоны между окон, картуши и сандрики над окнами, ризалиты, выступающие за основную линию фасада. Однако, их можно встретить и в барокко (в целом, рококо — это логичное продолжение и завершение барокко). Но почему же тогда мы относим это здание именно к рококо?

Отличительная черта рококо — камерность. Барокко любит масштабы, а рококо склоняется к павильонам, будуарам, гротам. Рококо обустраивает уютные, интимные пространства, где можно уединиться. Тут нет барочного пафоса и размаха. А ещё в этом здании использован очень типичный колорит: пастельный, пепельный розовый в сочетании с белыми декоративными элементами — любимое сочетание рококо.

-2

И если фасад — это такое облегченное барокко (где-то от него даже веет классицизмом) то внутри здания — абсолютное рококо. Оформление интерьера по рисункам Кювилье выполняли Йоханн Циммерман (лепнина), Йоханн Йоахим Дитрих (резьба по дереву) и Джозеф Паскуалин Моретти.

Отель Субиз

  • Небольшой дворец в Париже (1735-1739)
  • Архитекторы: Пьер Деламер, Жермен Боффран
-4

Тут рококо прячется под классицистическим фасадом: серым и строгим, если не унылым. Снаружи — серьезная оболочка, а внутри — помпезная роскошь.

Здесь золото покрывает стены, повсюду причудливые арабески. Сложные и витиеватые, они как будто оплетают всю внутренность комнат и залов. Особенно ярко золотые элементы смотрятся на фоне голубой лазури потолка.

-5

Декоративные элементы стремятся скрыть членения здания, места стыка стен и потолков: никаких четких граней и углов, всё обтекаемо, криволинейно, много овалов и S-образных форм.

Зеркала — ещё один любимый элемент рококо (в предыдущем примере тоже много зеркал). Отражения запутывают нас и снова искривляют пространство. Игра — это про рококо, как и развлечения, шутки, удовольствия и причуды — всё то, чем наслаждается галантное аристократическое общество. Развлечения и роскошь, никаких забот.

Базилика Фирценхайлиген

  • Германия, Бад-Штаффельштайн, (1743–1772)
  • Архитоектор: Иоганн Бальтазар Нейман
-7

Тут рококо снова прячется, на этот раз — под мощным и очень эффектным фасадом барокко. Но внутри — памятник баварского рококо.

Здание интересно уже на уровне плана. Мы можем увидеть игру, присущую рококо. Хотя овалы в плане — признак барокко, но тут они причудливо переплетаются, мы видим криволинейность даже на уровне плана.

-8

А внутри здания мы снова видим богатое украшение: лепнину, картуши, арабески, скрывающие структурные соединения, как бы обволакивающие посетителей. И снова типичный колорит: розовое, желтое, белое и золотое — всё нежно, воздушно, легко. Несмотря на богатство украшений, в интерьере не чувствуется тяжести барокко.

И даже алтарь базилики выполнен как рокайль, в причудливой форме отсылающей к раковине.

Аугустусбург и Фалькенлуст

  • Дворец Аугустусбург и охотничий замок Фалькенлуст расположены в садовом ландшафте города Брюль, Германия (начало XVIII века)
  • Архитектор дворца Аугустусбург: Йохан Конрад Шлаун
  • Архитектор Охотничьего замка: Франсуа де Кювийе
Аугустусбург
Аугустусбург

Аугустусбург и Фалькенлуст относятся к самым ранним образцам архитектуры рококо в Германии XVIII века. И здесь причудливый стиль снова прячется за строгими фасадами.

Фалькенлуст
Фалькенлуст

Но внутри — невероятная роскошь рококо: множество декоративных элементов, лепнина, мраморные узоры и даже люстры поражают воображение. При этом, как и положено рококо, все выполнено в светлых тонах, что придает легкости таким насыщено украшенным помещениям.

Интерьеры дворца очень разнообразные, в них встречаются сложные украшения, мягкие изгибы и пастельные оттенки. Залы украшены золотом и многочисленными зеркалами, создающими игру света и пространства. Детализацией поражает всё: мебель, ткани, фрески.

Каждая мелочь подчеркивает стремление к красоте и утонченности, делая дворец символом эпохи рококо.

Охотничий домик хоть и уступает в масштабе, но стилю вполне соответствует.

Спасибо всем, кто дочитал до конца! надеюсь, вам было интересно :)

У меня на примете есть ещё парочка любопытных примеров построек в стиле рококо. Причем, там причудливое рококо смешивается с китайской эстетикой, рождая новый стиль — Шинуазри (от французского chinoiserie — «китайщина»). Но об этом расскажу в отдельной статье 😉

А пока, можно почитать это: