ГАЗ-ММ/ГАЗ-АА
Самым массовым предвоенным автомобилем СССР была полуторка ГАЗ-ММ, с грузоподъемностью 1500 кг. Этот грузовик был неказистым и очень простым по конструкции, по сути являлся модернизированной версией Ford конца 1920-х годов. Его двигатель имел всего 50 л.с. (до 1938 года ГАЗ-АА оснащали 40-сильным мотором).
Несмотря на свою простоту, полуторку любили и уважали военные шоферы. Она отличалась прочностью и простотой конструкции, что позволяло быстро восстановить неисправный грузовик даже в самых неблагоприятных условиях.
Во время войны Горьковский завод выпускал упрощенную версию машины с брезентовой крышей, без дверей и с одной фарой. В прифронтовой полосе, из-за требований светомаскировки, фары чаще всего не использовались. За период с 1938 по 1946 годы было построено более 400 тысяч полуторок.
ЗИС-6
Трехосный вариант ЗИС-5, известный как ЗИС-6, был произведен с 1933 по 1941 год. В начале войны эти автомобили также использовались в Красной Армии.
На шасси ЗИС-6 были установлены первые гвардейские минометы, известные как "Катюши".
Этот автомобиль имел массу 4230 кг и грузоподъемность 4000 кг, оснащен был таким же рядным шестицилиндровым двигателем объемом 5,6 литра и мощностью 73 л.с. С двухступенчатым демультипликатором работала четырехступенчатая коробка передач.
Всего было произведено 21 239 экземпляров ЗИС-6. В 1940-1941 годах на трехосных шасси было собрано шестнадцать броневиков БА-11.
ЗИС-5/ЗИС-5В
Уважаемый грузовик с прозвищем "трехтонка" с грузоподъемностью 3000 кг получил свое имя еще до войны. Его также называли "Захар Иванович" или просто "Захар".
Этот прочный и простой в обслуживании грузовик с рядным 6-цилиндровым двигателем объемом 5,6 литра, мощностью 73 лошадиных сил и 4-ступенчатой коробкой передач начали выпускать с 1933 года.
Осенью 1941 года производство было перенесено из Москвы на фронте в Ульяновск (завод УльЗИС) и Миасс (УралЗИС). Однако с 1942 года "трехтонки" снова начали производить в Москве.
Грузовики времен войны, такие как ЗИС-5В, имели упрощенные крылья, кабины, обшитые деревянными рейками, уменьшенные фары или только одну фару.
ГАЗ-ААА
С 1934 по 1944 год производили трехосные ГАЗ-ААА на базе полуторки. Автомобили имели грузоподъемность 2000 кг (снаряженная масса 2475 кг) и оснащались 40-сильным двигателем, затем с 1938 года — 50-сильным четырехцилиндровым двигателем рабочим объемом 3,3 л.
В дополнение к 4-ступенчатой коробке передач, автомобили были оснащены понижающей передачей. За время производства было собрано 37 373 грузовика с колесной формулой 6х4, на шасси которых устанавливали цистерны и артиллерийские орудия.
С 1938 по 1941 год также было произведено 3291 броневиков моделей БА-3, БА-6 и БА-10 на базе трехосок. В период с 1936 по 1943 год выпускались штабные автобусы ГАЗ 05-193 в небольших количествах.
ГАЗ-М1
Основным офицерским легковым автомобилем в Красной Армии, особенно в начале Великой Отечественной войны, был гражданский ГАЗ-М1, также известный как "эмка", который начали выпускать с 1936 года.
Эти машины производились в небольших количествах до 1943 года. Некоторые "эмки" с 50-сильными моторами объемом 3,3 литра благодаря умению водителей и высокой степени унификации силовых агрегатов с полуторкой использовались в армии до конца войны.
На основе "эмки" также создавали пикапы ГАЗ-М415. В небольших количествах были выпущены полноприводные версии с шестицилиндровыми моторами - седан ГАЗ-61 и пикап ГАЗ-61-417.
Willys MB
С 1942 года самым массовым командирским автомобилем Красной Армии стал американский полноприводный Willys MB. Его двигатель объемом 2,2 л развивал 60 л.с., а также имел подключаемый передний привод и понижающую передачу.
Willys был признан лучшим автомобилем войны в своем классе благодаря отличной динамике, проходимости, надежности и безотказности. Также в небольших количествах по договору ленд-лиза в СССР поступали аналогичные внедорожники Ford GPW и амфибии Ford GPA, созданные на базе Willys.
Во время войны Красная Армия получила более 50 000 легковых американских внедорожников марок Willys и Ford.
Dodge WC
Семейство американских средних полноприводных автомобилей Dodge WC было выпущено с 1940 по 1945 годы. Среди различных модификаций были грузовики с тентом и продольными лавками, цельнометаллические фургоны, санитарные автомобили, версии с пулеметами. Также были выпущены трехосные версии WC-62 и WC-63 с грузоподъемностью 1,5 тонны.
Автомобили были оснащены двигателями мощностью от 79 до 99 л.с., 4-ступенчатой коробкой передач и отключаемым передним приводом.
Самыми распространенными в Красной Армии были грузопассажирские автомобили WC51 и WC52 с откидными лавками. Их называли "Додж три четверти" из-за грузоподъемности 750 кг, и они часто использовались в качестве артиллерийских тягачей.
В небольших количествах в Красной Армии также были командирские машины Dodge WC56 с легковой планировкой, которые использовались для перевозки высокопоставленных советских военачальников.
В СССР было поставлено около 20-25 тысяч автомобилей Dodge WC различных модификаций.
Studebaker US6
В 1942 году в Красную Армию начали массово поступать грузовики Studebaker US6. Эти машины были оснащены 6-цилиндровым двигателем Hercules JXD объемом 5,2 литра, мощностью 87 лошадиных сил, 5-ступенчатой коробкой передач и двухступенчатой раздаточной коробкой.
В основном, по договору ленд-лиза к нам поставляли версии с полным приводом и металлической грузовой платформой. Однако также были модификации с лебедками, седельные тягачи, шасси под установку вооружения и специальные кузова, а также вариант с колесной формулой 6×4.
Во время войны в Красную Армию было отправлено около 114,5 тысячи таких машин. Грузовики Studebaker стали основными автомобилями для установки гвардейских минометов БМ-13 «Катюша». Наши водители очень высоко оценивали эти грузовики за их надежность, динамичность и эффективные тормоза.
ГАЗ-67
В 1941 году началось производство отечественного аналога Виллиса - внедорожника ГАЗ-64.
Эта простая по конструкции машина была оснащена 54-сильным серийным двигателем, имела подключаемый передний привод и раздаточную коробку без понижающей передачи. Отсутствие понижающей передачи компенсировалось наличием "тракторной" первой передачи, которую рекомендовалось использовать только с прицепом-пушкой на хороших дорогах.
В условиях войны ГАЗ столкнулся с трудностями в освоении производства еще одной модели, поэтому до 1943 года было выпущено всего 762 автомобиля ГАЗ-64. После модернизации машина получила индекс ГАЗ-67, а с 1944 года - ГАЗ-67Б.
Водители с уважением называли ГАЗ-67 "Иван Виллис". Однако завод, особенно после бомбардировки в августе 1943 года, так и не смог развернуть массовое производство.
К 1945 году было построено менее пяти тысяч ГАЗ-67. Однако шасси использовались также для легких броневиков ГАЗ-64Б.
У меня всё, спасибо за прочтение.