В этой публикации я расскажу вам о популярнейшем советском спортивном велосипеде В-542 «Спорт». Экземпляр, хранящийся в коллекции Веломузея, изготовлен на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1974 году, никогда не эксплуатировался и сохранился в превосходном состоянии.
Модель В-542 «Спорт» являлась дальнейшим развитием предшествующей модели – В-541 с таким же коммерческим названием. Как и предшественница, «пятьсот сорок вторая» относилась к классу спортивных велосипедов, занимающих промежуточное положение между легкодорожными типа «Турист» и «Спутник» и спортивно-шоссейными («Старт-Шоссе») машинами. В-542 позиционировалась, как «массовая спортивно-туристская модель» и была рассчитана на эксплуатацию как с оригинальными колесами с прямобортными шинами, так и с облегченными колесами от гоночных велосипедов с шинами-однотрубками. "Паспортный" вес велосипеда - 14 кг.
Посмотрите обзоры раннего и позднего экземпляров велосипедов модели В-541 из коллекции Веломузея:
ХВЗ В-542 «Спорт» выпускалась с 1971 по 1977 год. Основным отличием от предыдущей модели В-541 была 8-скоростная трансмиссия, (на В-541 использовалась 4-скоростная). Остальные отличительные признаки были не столь заметны и главным образом диктовались унификацией комплектующих с новым поколением харьковских спортивных и туристических велосипедов (В-555 «Старт-шоссе» и В-301 «Спутник»). Так, к примеру, от В-555 «достались» передний и задний переключатели, система шатунов, педали, седло и частично тормоза.
С моделью В-301, выпуск которой начался в 1973-м, В-542 имела общие унифицированные раму и переднюю вилку, а также некоторые компоненты.
Существовала также модель В-542-01, пошедшая в серию в 1974 году. Несмотря на почти такой же индекс, она имела значительные отличия от В-542 – манетки переключения передач размещались на вертикальной трубе руля, на ведущих звездочках и на заднем колеса были установлены защитные диски, предохраняющие от попадания штанов велосипедиста в цепь и от порчи спиц, комплектовалась обрезиненными педалями, мягким седлом и т.п. В-542-01 выделялась более богатым декором, позиционировалась, как «люксовая» и в основном поступала на экспорт. Концептуально эта модель были ближе к туристическим велосипедам, чем к спортивным, что и отличало ее от В-542.
Тираж модели В-542 оценивается примерно в 300000 экземпляров. Годовой выпуск в первый год серийного производства (1971) составил 25 тысяч единиц, далее ежегодно выпускали 40-50 тысяч велосипедов, исключая 1975 год, когда «напекли» более 76000 штук. Велосипеды поступали как на внутрисоюзный, так и на внешний рынок.
В целом модель В-542 оказалась «проходной», мало отличавшейся как от предшествующей, так и от последующей моделей. В наше время велосипеды В-542 «Спорт» встречаются довольно часто, хотя хорошие по состоянию и комплектности экземпляры найти и нелегко.
Посмотрите обзоры различных моделей Харьковского Велозавода 1960-70-х годов из коллекции Веломузея: