Найти в Дзене
Я люблю кино

Что за связи и почему опасные: рецензия на фильм «Опасные связи» 1988 года

Мелодрама «Опасные связи», появившаяся на экранах в 1988 году, будет актуальна всегда, как предмет мировой классики и элитарного искусства. Это один, из тех кладов мирового достояния, который может духовно обогатить любого человека.

Сюжет фильма разворачивается во Франции 18 столетия. Маркиза де Мертей и Виконт де Вальмон ни перед чем не остановятся, чтобы добиться желаемого. Пользуясь доверием и наивностью окружающих, они почти с лёгкостью добиваются своих корыстных целей, но слишком поздно понимают, какая расплата их ожидает. Готовя ловушку другим, они по случаю судьбы, сами угождают в свои капканы.

Гленн Клоуз и Джон Малкович/«Опасные связи» 1988 года
Гленн Клоуз и Джон Малкович/«Опасные связи» 1988 года

Эта лента стала первым фильмом режиссёра Стивена Фрирза, снятым для американской студии. Дебют оказался весьма успешным. Это неудивительно, ведь фильм отличается стройным, логически выстроенным сюжетом, удачно подобранным актёрским составом, правдивостью изображения, и способен удовлетворить все эстетические потребности самого придирчивого зрителя. Костюмы, сшитые в стиле рококо и декорации максимально приближены к изображаемой эпохе. Две премии «Оскар», присуждённые в 1989 году за лучшие декорации (Стюарт Крэйг, Джерард Джеймс) и костюмы (Джеймс Эчисон), также премия BAFTA за костюмы, подтверждают, что работа выполнена на высоком уровне.

Гленн Клоуз/«Опасные связи» 1988 года
Гленн Клоуз/«Опасные связи» 1988 года

Старания актёров тоже не прошли даром. Персонажи получились искренними, настоящими и неповторимыми. Гленн Клоуз удалось войти в образ властолюбивой и коварной Маркизы де Мертей, походка и манеры которой, выдавали сильную и целеустремлённую женщину. За свою роль, которая считается лучшей в её карьере, Клоуз получила премию «Оскар» через год после выхода фильма и премию BAFTA в 1990 году. Джон Малкович достойно сыграл известного сердцееда Виконта де Вальмона. Малкович невероятно харизматичен и гармоничен в этой роли, но персонаж его получился более жестоким, чем мог быть. Игра Умы Турман (Сесиль де Воланж) и Киану Ривза (Шевалье Дансени) в «Опасных связях» стала путёвкой в звёздную жизнь и началом их большой карьеры. Мишель Пфайфер смогла полностью раскрыть образ своей героини — доброй, чистой и непорочной Мадам де Турвель. За эту роль Пфайфер так же, как и Клоуз была номинирована на две премии.

Ума Турман/«Опасные связи» 1988 года
Ума Турман/«Опасные связи» 1988 года

Важным добавлением будет то, что фильм снят по одному из наиболее ярких романов 18 века, авторство которого принадлежит французскому генералу и изобретателю Шадерло де Лакло. Название книги соответствует названию фильма, но сюжет, написанный Кристофером Хэмптоном, имеет явные отличия от того, который разворачивается в книге.

Киану Ривз/«Опасные связи» 1988 года
Киану Ривз/«Опасные связи» 1988 года

Роман написан в эпистолярном жанре. Герои в большинстве своём совершают коммуникацию посредством писем. Чтение этой подлинной, как уверяет де Лакло, достаточно длинной переписки, переносит нас в центр событий и позволяет быть сторонними наблюдателями. В фильме доминирует непосредственное общение героев, потому что таким образом легче передать смысл, заложенный автором книги. Имеется ещё несколько несоответствий. В книге, Маркизе де Мертей сполна воздаётся за все её заслуги: лицо её безобразит оспа, болезнь делает её также слепой на один глаз. Экранизация завершается общественным осуждением маркизы, у которой нет никаких признаков болезни. Можно также отметить, что актеры заметно старше персонажей романа, но это не мешает восприятию и никак не отражается на качестве этого кино.

Кадр из фильма «Опасные связи» 1988 года
Кадр из фильма «Опасные связи» 1988 года

Существует ещё несколько экранизаций романа Шадерло де Лакло, но эту можно назвать одной из лучших. Интересно, что из-за фильма Стивена Фрирза экранизация Милоша Формана потерпела полный коммерческий провал. Хотя большинство критиков считает, что по художественным достоинствам фильм Формана не только не уступает, но и в некоторых аспектах превосходит картину Фрирза. Форман приступил к съемкам раньше, чем Фрирз, однако британский режиссер успел снять свой фильм быстрее и выпустил его в прокат в декабре 1988 года. Вследствие этого Милошу Форману пришлось изменить заглавие ленты. Фильм «Вальмон» вышел на экраны только в ноябре 1989 года.

Если вы захотите ознакомиться с нравами Франции 18 века, непременно начинайте с книги. Если останется желание увидеть воочию полюбившихся героев, то фильм «Опасные связи» всегда в зоне доступа и готов перенести вас на два часа в прошлое.