Найти тему

Как провести первую консультацию с клиентом: поэтапная инструкция от практикующего психолога

Оглавление

Первая консультация вызывает волнение не только у начинающих психологов, но и у тех, кто давно работает в профессии. Вы ещё не знакомы с клиентом, не представляете, что вас ожидает, а в голове крутятся навязчивые мысли: «А что, если у меня не получится?», «А что, если не смогу справиться с тем, что “принесёт” клиент?», «А вдруг я не понравлюсь ему как специалист?»

Студенты Smart отмечают, что советы опытных специалистов для них — очень ценны.
Студенты Smart отмечают, что советы опытных специалистов для них — очень ценны.

Чтобы помочь справиться с переживаниями, подготовили поэтапную, простую инструкцию первой встречи, на которой вы сумеете расположить к себе клиента, а он почувствует, что нашёл «того самого» — своего психолога.

Подготовительный этап: 7 шагов, которые важно сделать до консультации

-2
  1. За день до назначенной встречи получите подтверждение от клиента о договорённости, уточнив это в сообщении.
  2. Пропишите план консультации приблизительные вопросы, которые будете задавать.
  3. Напишите список, что скажете или сделаете в непредвиденной ситуации (например, если запрос не в вашей компетенции, вы можете передать его знакомому специалисту).
  4. День консультации распланируйте так, чтобы встреча прошла в безопасном пространстве, независимо от того, проводите ли встречу онлайн или в кабинете.
  5. Проверьте интернет, наушники и микрофон, если работаете онлайн.
  6. Отключите телефон или поставьте на беззвучный режим чтобы входящие сообщения и звонки не отвлекали во время консультирования.
  7. Поставьте будильник на 10-20 мин раньше назначенного времени.
Если вы испытываете сильную тревогу, можете сделать физические упражнения перед консультацией. Конечно, нужно выбрать время, чтобы прийти в себя после спортивной разминки и начать консультацию в спокойном состоянии.

Как действовать при встрече: поэтапная инструкция проведения сессии

Встретить первого клиента — волнительно. Особенно важно правильно установить контакт.
Встретить первого клиента — волнительно. Особенно важно правильно установить контакт.

И вот назначенное время подошло, вы выходите на связь или клиент стучится в дверь. С чего начать?

С приветствия, приглашения войти и знакомства: «Давайте познакомимся, меня зовут… Как я могу к вам обращаться?». Используйте в обращении то представление, которое клиент озвучил.

Расскажите клиенту об организационных моментах встречи, её структуре, сколько она продлится, уточните, можно ли вам делать записи в ходе консультации, расскажите о конфиденциальности процесса.

Выяснение запроса

Предложите клиенту рассказать, с какой задачей он пришёл, задавая открытые вопросы:

— «С какой задачей/целью/запросом вы пришли сегодня в работу?».

— «О чём хотите побеседовать?».

Если клиенту трудно начать, подбодрите его:

«Рассказывайте то, что считаете важным, если мне нужно будет что-то узнать, я вас сам/а спрошу».

Уточните или переспросите моменты, которые вам были непонятны, и помогите клиенту сформулировать запрос:

— «Что в этом для вас важного?».

— «Зачем вам решать эту задачу?».

Вопросы, которые помогут выявить затруднения

— «Можете ли вы приблизительно назвать, когда начались эти сложности? Как они развивались? На какие сферы жизни они влияют и как?».

— «В чём, на ваш взгляд, причины сложностей? Какие действия вы предпринимали, чтобы совладать с ними? Помогало ли это?».

После ответа уточняйте у клиента: «Я правильно вас понял/а?», «Позвольте уточнить», «Правильно ли я услышал/а?». Повторяйте ключевые слова клиента, поощряя фразами: «Спасибо, что поделились этим», «Да, я понимаю».

Ведите запись ключевых фраз, слов, жалоб клиента в блокноте.

Выяснение результата, к которому клиент хочет прийти

После выявления чувств и эмоций клиента подытожьте информацию и уточните, что будет наилучшим результатом сессии для клиента. Задайте серию вопросов:

— «Какой результат от нашей встречи будет для вас наилучшим?».

— «Чего вы ожидаете от психотерапии?».

— «Каких вы ожидаете изменений?».

Также уточните у клиента опыт предыдущей терапии и её итоги.

Оговорите заключение терапевтического контракта: пропишите все формальные вопросы в соглашении или терапевтическом контракте.

Важно помнить: терапия — это лечение разговором и неверно использованное вами слово может ранить клиента, поэтому слово «проблема», фразы «Не бойтесь», «Не напрягайтесь», «Даже, если вам будет стыдно говорить о чём-то», необходимо переформулировать.

💡 Если вы хотите работать психологом, но боитесь попробовать — начните с бесплатного урока с ведущими экспертами института Smart →

2 этап. Основной: исследование характера, построение гипотез

-4

Выяснив запрос и уточнив результат, необходимо как можно лучше разобраться в проблемах клиента — понять, с чем связаны основные тревоги и переживания, выстроить гипотезы и начать их проверку.

Расспрос клиента

Основная цель — «разговорить» клиента, максимально стимулировать его на рассказ о себе как личности и его отношениях с окружающими.

Личность:

— «Вы рассказали о ваших сложностях и об ожиданиях, а теперь я хотел бы узнать больше о том, какой вы человек. Можете ли описать, каким вы себя представляете?».

— «Что, по-вашему, мне важно узнать, чтобы действительно понять, какой вы человек?».

Отношения с окружающими:

— «Какие значимые люди есть в вашей жизни?».

— «Как, на ваш взгляд, вас воспринимают окружающие?».

Отражайте чувства клиента, показывайте, что разделяете их: «Я вижу, вас это волнует», «Я понимаю, как вам сейчас обидно и больно. Хочется плакать», «Я вижу, что вам тяжело говорить об этом». Используйте «Эхо-техники» повторение отдельных слов или словосочетаний клиента без изменений.

На этапе построения гипотезы основная задача консультанта — понять ситуацию клиента, показав противоречия, негативные паттерны (привычки) поведения и неэффективность его позиции.
Гипотезы в консультировании — это варианты конструктивных позиций, новых паттернов поведения. Чем больше у вас гипотез, тем шире спектр коррекционных методов и техник вы можете применить.

Как проверить возникшие гипотезы

Вопросы становятся более направленными: «Сколько раз в неделю?», «Когда именно у вас впервые возникли эти чувства?».

Происходит детальный анализ ситуаций из жизни клиента: «А могли бы более подробно рассмотреть данный эпизод?», «Скажите, что общего в этих эпизодах?».

Детализация рассказа позволяет терапевту увидеть недосказанные, неосознаваемые и недооценённые пазлы картины происходящего, снимает отпечаток личной интерпретации событий клиентом, происходит своего рода очистка «зёрен от плевел»:

«Когда именно и в связи с чем возникла ситуация?».

«Где именно это происходило?».

«Кто принимал в ней участие?» и др.

После проверки гипотезы помогаем клиенту изменить старые, неэффективные привычки (паттерны) поведения на новые посредством профессиональных приёмов и техник.

💡 Овладеть востребованными техниками — просто. У Smart есть коллекция бесплатных уроков, которые помогут это сделать. Изучайте по ссылке →

3 этап. Завершение консультации

Успешное прощание с клиентом — часто ключ к продолжению терапии.
Успешное прощание с клиентом — часто ключ к продолжению терапии.

В ходе этого этапа необходимо подвести итоги беседы, резюмировать, обсудить вопросы о дальнейших встречах с терапевтом, домашнее задание и сам факт прощания. Обычно это занимает 10-15 минут.

Подведение итогов:

— «Наш с вами разговор был посвящён...».

— «Мы говорили о том, что...».

— «Есть ли что-то ещё, что вам хотелось бы добавить?».

При подведении итогов важно использовать слова и фразы, которые использовал клиент; дать время клиенту на осознание произошедших с ним изменений и выдерживать паузы.

Уточнение состояния клиента:

— «Как вы себя чувствуете?».

— «Насколько наше общение соответствовало вашим ожиданиям, в чём именно консультация совпала с вашими представлениями?».

Планирование следующих встреч:

— «Есть ли у вас какие-то вопросы ко мне?».

— «Хотите ли вы продолжать работу со мной дальше?».

Согласно исследованиям, большинство клиентов ориентированы на разовый приём. Поэтому важно оговорить дальнейшее сотрудничество. Но терапевту не следует настаивать. Порой клиенту просто достаточно знать, что он сможет к вам обратиться снова. Просто подчеркните, что для обращающихся повторно, например, другая оплата услуги.

Домашнее задание

Давая домашнее задание, не перегружайте клиента и подберите ту технику, которая подходит именно для него, распространённый пример — «Дневник эмоций».

Прощание с клиентом

Уделите достаточно времени прощанию с клиентом, торопливое прощание — частая ошибка в среде начинающих психологов.

«Благодарю вас за доверие ко мне и вашу открытость».

Поздравляем, вы провели свою первую консультацию!

Когда волнение позади, запишите важную информацию о клиенте в свою картотеку, описав: Ф.И.О. клиента, возраст, его семейное положение, социальный статус, запрос, с которым пришёл клиент, гипотезы, важные факты, направления работы, техники и методы, которые вы использовали в работе, домашнее задание, если таковое дали клиенту, и запрос на будущую встречу. Записи помогут в дальнейшей работе.

Помните, в любой деятельности важно соблюдать принцип маленьких шагов. Каждый профессионал своего дела когда-то был начинающим специалистом.

💡 Как психологу найти клиентов и начать практику

Узнайте азы работы психолога за 2 часа
Узнайте азы работы психолога за 2 часа

Узнайте, какое направление психологии выбрать и как найти клиентов — на открытом уроке «Как стать востребованным психологом». Эфир посмотрело уже более 1700 человек.

Получить бесплатный доступ по ссылке

Справиться со страхами первой консультации вам поможет запись другого открытого урока «Как психологу не бояться идти в практику». В уроке разобрали: с какими трудностями сталкиваются начинающие психологи и как с ними бороться, какие навыки востребованы на рынке услуг. Эфир посмотрело более 900 человек.

Получить бесплатный доступ по ссылке