Найти тему

СЕРДЦЕ "ЛЕТАЮЩЕГО ТАНКА"

Мотор А.А. Микулина "АМ-38"

АМ-38 в авиа экспозиции музея "Битва за Ленинград" им. З.Г. Колобанова.
АМ-38 в авиа экспозиции музея "Битва за Ленинград" им. З.Г. Колобанова.

В авиационной экспозиции музея "Битва за Ленинград" им. З.Г. Колобанова будет экспонироваться несколько интереснейших советских моторов войны. Сегодня мы расскажем о двигателе "АМ-38" - сердце самого массового штурмовика времен Великой Отечественной Войны.

Установка двигателя АМ-38 на штурмовик Ил-2 в сборочном цехе авиазавода № 18 им. Ворошилова
Установка двигателя АМ-38 на штурмовик Ил-2 в сборочном цехе авиазавода № 18 им. Ворошилова

*Проект экспозиции, посвященной Героям летчикам и их боевым самолетам, получил поддержку Фонда Президентских грантов.

История появления (эволюции) у данного мотора богатая, и берет свое начало еще чуть ли не с 30х годов ХХ века с немецкого двигателя "BMW VI", который в СССР производился под индексом "М-17".

-3

С двигателя "М-17" для многих конструкторов и инженеров начинается длинная и тяжелая работа по созданию уникального своего советского мотора. Результатом труда станет сначала "АМ-34", а в дальнейшем более мощный и высотный "АМ-35", который серьезно повлияет на развитие самолетов нового поколения.

-4

Так же "АМ-35А" стал первым мотором, на котором проходили испытания опытного образца нового штурмовика БШ-2 (бронированный штурмовик) конструктора Ильюшина - в будущем ИЛ-2.

-5

Обкатка "АМ-35" на прототипе будущего Ил-2 показала, что высотность для самолетов такого назначения не нужна. Поэтому на базе 35-го был создан специальный мотор для Ил-2 с пониженной до 1650 м расчетной высотой, что позволило увеличить взлетную мощность до 1600 л.с. и номинальную мощностью на земле до 1500 л, с. Мотор получил обозначение "АМ-38".

Александр Александрович Микулин
Александр Александрович Микулин

Штурмовик был запущен в серию, что потребовало значительного увеличения производства моторов, обеспечить которое вследствие начала войны, а в дальнейшем и эвакуации заводских мощностей стало невероятно трудно. Решение было принято - снять с производства все версии двигателей, кроме "АМ-38". Таким образом, "АМ-38" стал наиболее востребованным мотором ОКБ Микулина - война расставила свои приоритеты.
___________________________________________
Краткие ТТХ:
Рядный 12-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения.
Объём - 46,66 литров, мощность - 1600 л. с. (АМ-38Ф - 1700 л. с.). Удельный расход топлива 305-335 г/(л.с.*ч).
Сухой вес - 860 кг.
В производстве с 1940 по 1945 года.