Иногда при чтении новостей палеонтологии складывается впечатление, что динозавры и прочие мезозойские животные были чуть ли не хаотично разбросаны по всей планете. Впечатление это, конечно же, обманчиво. За исключением разве что хорошо летающих птерозавров и морских ихтиозавров, живность мезозоя точно так же сидела «по своим местам», как современные животные. Как сегодня в Америке нет питонов, а удавы в Африке водятся разве что в мультиках, так и во времена динозавров всяк «сверчок», даже шестиметровый и зубастый, «знал свой шесток».
Впечатление же хаотичности находок создаётся только потому, что карта мира в мезозойской эре выглядела совсем не так, как сейчас. Если сегодня суша вытянута скорее с востока на запад и только Америка — с севера на юг, то в эпоху динозавров континентов было всего два — северная Лавразия и южная Гондвана. И фауна севера довольно заметно отличалась от фауны юга, как сейчас при сходном климате различаются животные Африки и Южной Америки.
Поэтому находка в местонахождении Бахария палеонтологов не то что бы изумила, но несколько озадачила. Бахария находится в Северной Африке, на западе Египта и известна обилием окаменелостей времён раннего мела, около 100 миллионов лет назад. Первые палеонтологические находки там были сделаны в начале прошлого века, с тех пор там много чего удивительного нашли — единственного пока водного динозавра спинозавра, «усатого», как киты, крокодила стоматозуха, одного из самых крупных зауроподов паралититана.
На фоне всего этого великолепия может и потерялся бы относительно мелкий, всего в тонну весом, хищник, если бы не то, к какой группе он относился. А относился он к абелизавридам — двуногим динозаврам-тероподам с довольно коротким черепом и совсем уж крохотными, даже меньше, чем меметичные лапки тираннозавра, передними конечностями.
Удивило палеонтологов прежде всего то, что вообще-то считается, будто бы абелизавриды водились только в Южном полушарии. Вообще-то от динозавра осталось настолько мало, что его даже описать не удалось. Честно говоря, остался один-единственный шейный позвонок. Зато позвонок этот имеет настолько характерную форму, повторяющую форму позвонков других абелизаврид, например, «хищного быка» карнотавра, то никаких сомнений у учёных не осталось.
В связи с находкой становится любопытным и обилие в раннем меле в Северной Африке крупных хищников — этот был уже четвёртый. Ну, со спинозавром всё понятно — он был водный и занимался в основном рыбалкой и охотой на редких пресноводных плезиозавров. А вот как делили экологические ниши более чем десятиметровые кархародонтозавр и бахариязавр, не совсем понятно. Ну а относительно мелкому абелизавриду, видимо, оставалась участь падальщика.
Что странно, травоядных динозавров в Бахарии найдено всего ничего — только три вида зауроподов, что для такой оравы хищников явно маловато. Видимо, пока спинозавр безраздельно властвовал в воде, наземные хищники ели не только других динозавров. Но и вообще всё, что шевелится, вроде зазевавшегося крокодила, неосторожно высунувшейся из воды черепахи и даже отбившегося от стада детёныша гиганта-паралититана.