Найти в Дзене
ZFCENTER – РЕМОНТ АКПП

Как и почему умирают фрикционы в автоматической коробке передач? Износ и перегрев фрикционных пакетов в АКПП.

Каждый владелец автоматической коробки передач знает или просто слышал термин "фрикцион/пакет фрикционов".

Пакет фрикционов или фрикционная пара.
Пакет фрикционов или фрикционная пара.

Для начала кратко напомним, что же "это" такое.

Фрикционы (фрикционные диски) элементы сцепления между передачами в устройстве АКПП, необходимые для включения и передачи крутящего момента. Фрикцион состоит из основы — стального диска, на который наклеена специальная фрикционная накладка.

Пакет фрикционов или фрикционная пара — это, обычно, набор дисков, часть из которых соединена с одним валом, а вторая часть — с другим валом. (Описание очень упрощенное, но это для лучшего понимания).

Простейший пример фрикционной пары — пластинка и диск проигрывателя :)) Пока пластинка в руках — диск проигрывателя вращается, а пластинка — нет. Стоит опустить пластинку на проигрыватель — они начинают вращаться вместе.

В каждом фрикционном пакете — несколько "пластинок" и "дисков", расположенных вперемежку — пакетом. Когда соответствующая пакету планетарная передача выключена, фрикционные диски вращаются без ограничений, то есть они не зажаты по причине отсутствия давления масла.

-2

Однако в момент включения передачи — трансмиссионная жидкость ATF под давлением проходит по каналам гидроблока и диски сжимаются (фрикционы плотно прижаты друг к другу). В результате чего — подключается нужная шестерня, при этом остальные шестерни в АКПП останавливаются.

Важно понимать, что при СЖАТИИ пакета конструкция (муфта) блокируется, т.е. диски "сцепляются" вместе и муфта вращается, как единое целое. Если снять усилие — одни диски могут вращаться, а другие оставаться неподвижными или вращаться с другой скоростью.

-3

Конструктивно диски бывают — с накладками или без накладок. Кроме обычных двусторонних фрикционов с внутренним зубом и стальных дисков с наружным зубом существуют и комбинированные — сталь-фрикцион. У односторонних фрикционов — с одной стороны — фрикционная накладка, с другой — голая стальная поверхность.

На фото ниже — пример пакета фрикционов из трёх фрикционных и трёх стальных дисков.

Новый пакет фрикционов.
Новый пакет фрикционов.
Диски с накладками (фрикционные) чередуются со стальными дисками.
Диски с накладками (фрикционные) чередуются со стальными дисками.
В коробке пакет установлен плотно, но если НЕТ давления сжатия, диски не передают вращения.
В коробке пакет установлен плотно, но если НЕТ давления сжатия, диски не передают вращения.

Почему/а как — буксуют фрикционы?

С теорией разобрались. Теперь о том, что же происходит при эксплуатации.

Все детали и пакеты фрикционов постоянно смазываются трансмиссионной жидкостью. При сжатии пакета, фактически происходит следующее: диски сжимаются, некоторое время проскальзывают (буксуют) и, в итоге, сжимаются так, что начинают вращаться вместе. Все это происходит достаточно быстро.

Ключевой момент — проскальзывание. Если, по любой причине диски долго буксуют при сжатии, то они начинают интенсивно изнашиваться.

Все детали и пакеты фрикционов постоянно смазываются трансмиссионной жидкостью.
Все детали и пакеты фрикционов постоянно смазываются трансмиссионной жидкостью.

Основные причины пробуксовки фрикционных пакетов:

1. Изношенные диски.
2. Недостаточное давление сжатия.

Таким образом, пробуксовка (и износ) пакета — это обычно следствие. Выглядит немного парадоксально… диски буксуют, потому что изношены. А изношены, потому что буксуют.

На самом деле причин износа может быть несколько. Например, недостаточное давление сжатия.
А это — следствие внутренней утечки и снижение давления (проблемы с каналами гидроблока, соленоидами).
А это — следствие износа уплотнения гидрораспределителя (для примера).
А это — следствие потери свойств масла АТФ и его загрязнение продуктами износа КПП (старение).

-8

Становится понятно, что износ фрикционной пары — следствие других процессов, в результате которых давление масла на диски падает, сжатие не такое эффективное и в момент переключения с одной передачи на другую — фрикционные диски проскальзывают (буксуют), происходит сильное трение и диски интенсивно изнашиваются.

Таким образом, трение является причиной износа фрикционных дисков (фрикционов) АКПП. От трения они нагреваются и «подгорают», происходит разрушение фрикционных пакетов.

Зачастую, запах гари можно заметить при анализе жидкости ATF. Масло в коробке автомат пахнет горелым именно по причине проскальзывания и подгорания фрикционов.

-9

Избежать износа фрикционов невозможно, но грамотное обслуживание и эксплуатация АКПП — могут увеличить ресурс до 200-350 тыс. км. пробега. Фрикционные диски вполне могут служить долго, так как вращаются в масле. И именно от состояния масла, в значительной степени, зависит их ресурс. Если не менять масло в автомате и масляный фильтр, и при этом подвергать трансмиссию серьезным нагрузкам, вполне реально, что фрикционы выйдут из строя уже к 80-150 тыс. км.

С причинами разобрались. А как проявляется износ фрикционной пары?

На начальном этапе — это "толчки или пинки" при переключениях. Сцепление/блокировка происходит не вовремя (из-за износа) и в итоге происходит ударное подключение, которое ощущает пользователь. При этом ошибка ("чек энджин") не появляется.

При критическом износе, передачи уже просто не включаются — коробка буксует. Обычно это сопровождается появлением "чека" (компьютер определяет разницу угловых скоростей валов).

А как "это" отремонтировать?

При разборке и дефектовке Мастер внимательно изучает состояние всех дисков. Накладки могут быть не стёрты совсем "в ноль", но при этом они будут сильно изношены. Частично это заметно по канавкам.

Иногда накладки "стекленеют" и уже не передают нужный крутящий момент —проскальзывают. Состояние всех дисков всех пакетов
проверяется. Все изношенные диски или пакеты меняются на новые.

Пример изношенного пакета. канавки еще видны но меньше чем должны быть.
Пример изношенного пакета. канавки еще видны но меньше чем должны быть.
Пример изношенных фрикционных дисков блокировки ГДТ. Накладки внешне — достаточно толстые, но уже застекленели и не передают крутящий момент.
Пример изношенных фрикционных дисков блокировки ГДТ. Накладки внешне — достаточно толстые, но уже застекленели и не передают крутящий момент.
Новые диски.
Новые диски.

Важное дополнение о стальных дисках.

При долгой работе в состоянии пробуксовки, диски могут сильно нагреваться и перегреваться. Это можно заметить по цветам побежалости (диски темнеют, синеют). Такие диски, естественно, подлежат замене.

Изношенный стальной диск. Диск искривлён, заметно изменение цвета и волнистый износ.
Изношенный стальной диск. Диск искривлён, заметно изменение цвета и волнистый износ.

Показательный момент — "посиневшие" диски, кроме изменения физических свойств, искривляются. Они становятся, как "тарелка" — вогнутые. Это можно увидеть, если приложить диск к горизонтальной плоскости.

Мы взяли один такой диск и провели небольшой эксперимент. Перегретый диск, в отличие он нового, не прилегает ровно к горизонтальной поверхности,

Если изношенный диск положить на ровную поверхность…
Если изношенный диск положить на ровную поверхность…
он будет выгнут как тарелка — виден клиновой зазор, диск НЕ плоский.
он будет выгнут как тарелка — виден клиновой зазор, диск НЕ плоский.
Новый диск …
Новый диск …
Прилегает идеально ровно.
Прилегает идеально ровно.

Вот почему — при любых признаках перегрева/пробуксовки стальных дисков, необходимо менять весь пакет дисков, даже если стальные диски выглядят вполне "живыми".

Во второй части обзора читайте о том, как и почему производители АКПП заранее закладывают возможность работы некоторых фрикционов с частой пробуксовкой: Как умирают фрикционы АКПП — запрограммированный износ. Продолжение.

P.S. О причинах пробуксовки АКПП более подробно — ТУТ: Почему буксует автоматическая коробка? В чём реальная причина?

Если же Вам потребуется высокопрофессиональный ремонт АКПП, гидроблока, гидротрансформатора — обращайтесь! Будем рады Вам помочь.

Наш адрес: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, 31 стр.1.

Наши телефоны для связи: +7 (495) 664-41-00 голос; +7 (926) 209-26-79 голос/мессенджеры (What’s App, Viber, Telegram).

Наш официальный сайт: https://zfcenter.ru/