Парадоксальным выглядит тот факт, что человек страдает от эмоциональной зависимости, но при этом как будто цепляется за своё состояние, боится отпустить.
Нередко клиенты, находящиеся в состоянии эмоциональной зависимости, не спешат прорабатывать её, но часами могут рассказывать об объекте зависимости: что он сделал, сказал, что было между ними, анализировать каждую деталь в поведении партнёра. Они словно смакуют эти истории.
Что же там такого манкого?
В страсти разум затуманивается. Зависимый не знает и не хочет знать, каков объект его страсти в реальности, наделяя его бессознательно теми качествами, которые хотел бы видеть в идеальном партнёре. Так например, женщина приписывала мужчине, с которым рассталась, что он безумно любит её какой-то страдальческой любовью как Ромэо Джульетту, что он хочет быть с ней и был бы, если бы не жена и дети; что всё, что происходит с ним без неё, безусловно, делает его несчастным, ведь только с ней он может быть счастлив, а она, соответственно, с ним; что они идеально подходят друг другу, но судьба распорядилась иначе, или он слишком порядочен, чтобы оставить семью... Фантазии могут быть самыми разными и зависимый, кем бы он ни был, находится в слиянии с ними, не желая замечать каких-то фактов, которые могли бы нарушить этот образ мечты. Бывало, зависимый с радостью готов был поверить в то, что партнёр не выходит с ним на связь, потому что умер.
Чаще зависимый продолжает следить за жизнью объекта страсти, игнорируя информацию, способную разрушить его иллюзии, и особенно выделяя ту, что укрепляет их. Он качается на эмоциональных качелях от тоски, горя и ненависти до неописуемого восторга, любви и подъёма сексуальной энергии; фрустрация идёт бок о бок со сладостным предвкушением того, что вот-вот что-то произойдёт - он напишет или позвонит, наконец-то скажет, что любит, что страдал...
Для чего человеку жить во сне этих иллюзий, избегая встречи с реальностью?
Быть может, он боится жить, боится принимать решения, отчего его жизнь становится слишком серой и пресной? А фантазия безопасна и приносит столько эмоций! Главное - найти объект, на который можно направить свои проекции, свои нереализованные чаяния и потребность быть любимым.
Как правило, при встрече с объектом страсти в реальности, страсть быстро улетучивается, потому как зависимый видит, что его идол далёк от идеала, который он себе придумал, и идол свергается с пьедестала. Начинаются поиски нового "божка".
Люди, часто попадавшие в длительную эмоциональную зависимость были слишком нарциссичны, чтобы строить отношения с несовершенным партнёром, и ещё они как огня боялись обесценивания, проецируя на других свою привычку обесценивать или имея за плечами опыт общения с нарциссом.
Для зависимого его зависимость является неким ресурсом, волшебным мирком, куда он убегает от повседневных забот.
У любой зависимости есть триггеры, которые побуждают зависимого обращаться к этому "зелью". Такими триггерами могут быть неудачи, одиночество, непонимание, чего он хочет от жизни и т.п.
В терапии мы с клиентом сначала работаем с его ресурсами, укрепляем идентичность; работаем со схемой действий в будущем (желаемое отношение к стрессовым ситуациям). Далее идёт работа с угашением эмоционального, телесного отклика на всё то приятное, что даёт зависимость. В результате человек мало того, что становится эмоционально устойчивым, укрепляет своё "я", он ещё и намного быстрее исцеляется от зависимости, которая без переработки может длиться годами.
На сегодняшний день даже разработаны протоколы EMDR по работе с разного рода зависимостями, в том числе и нехимическими. Обсуждается эффективное применение подходов EMDR и Схема-терапии. Совсем скоро состоится "круглый стол" по обсуждению возможностей интеграции этих двух направлений.
Автор: Буркова Елена Викторовна
Психолог, Схема-терапия EMDR КПТ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru