Найти тему
Сайт психологов b17.ru

8 вещей, которые категорически нельзя делать для поддержки

8 вещей, которые категорически нельзя делать для поддержки

Когда человек переживает трудный момент жизни, он очень раним, смущен и уязвим, поэтому оказание поддержки должно проходить не просто осторожно, а предельно деликатно, чтобы не усилить боль и неловкость от наших действий и привести человека к ощущению безопасности.

В этой статье я назову восемь действий, которые при оказании поддержки сводят на нет весь эффект от ваших благих намерений, т.е. чего делать НЕЛЬЗЯ!

  1. Нельзя давать обещаний. Это же относится и к тому, что «все образуется», «все будет хорошо», «не расстраивайся», «это не конец света, ты же выжил», и даже «молись, и все будет хорошо» тоже не работает. Мы не можем заставить сразу же увидеть позитивную сторону, к этому человек должен прийти сам через анализ ситуации. Ему необходимо дать время, чтобы прочувствовать это и принять.
  2. Нельзя додумывать за человека или говорить о том, что я понимаю/знаю/уверен, что вы чувствуете. Мы могли быть в похожей ситуации, но даже в этом случае вы чувствуете иначе, чем ваш близкий, родной или клиент, поэтому ваша задача только выслушать, если захотят рассказать или проплакаться или прокричаться, то вы - рядом, поможете разделить боль и отчаяние.
  3. Нельзя перебивать человека, когда он начал говорить. Если остановить поток, он застынет, и боль останется с пострадавшим человеком, и ему станет еще хуже. Не давая выговориться, мы показываем, что не можем взять эту боль на себя и разделить ее с ним, так зачем тогда начинать? Как надо, спросите вы? Позволить выговориться, не давая советов. Это самая большая помощь: выслушать, не перебивая, т.к. человек может рассказать о самом важном, о самом сокровенном и тем самым уменьшить невероятной силы напряжение, которое разрывает его изнутри.
  4. Никогда нельзя говорить, что можно было действовать иначе. В то время и в том месте можно было спастись только так, как сделал этот человек.
  5. Многие психологи считают, что нельзя прикасаться к человеку. Совет оспариваем. Я считаю, если человек в панике или в страхе, мы должны либо взять за руку, либо положить руку на лоб пострадавшему, это остановит приступ паники. Вовсе не обязательно успокаивать словами, можно сидеть рядом, держа за руку, иногда только это и помогает, давая понимание, что он не один, что он не брошен.
  6. Нельзя просить человека успокоиться: «не плачь, успокойся» или «возьми себя в руки» — этим вы только подольете масла в огонь, а не поможете прийти в себя. Можно попросить проговорить те эмоции, которые ощущает ваш близкий, родной или клиент, в данный момент. При этом главное говорить именно о текущем моменте, а не о том, что он ощущал там, где был ужас, те эмоции могут быть невыносимыми сейчас. Если пострадавший человек отказывается от беседы, предложите ему описать происшедшее, свои ощущения и эмоции в виде рассказа или заметки в дневнике, это снизит накал его эмоций.
  7. Нельзя отвлекаться, когда ты оказываешь психопомощь. Важно быть полностью вовлеченным и сосредоточенным на человеке, который говорит. Потому что человек в минуты опасности чувствует кожей, и понимает, когда вы это делаете не искренне, а когда приходит это понимание, ему становится еще невыносимее.
  8. Нельзя ругать или стыдить человека в истерике, говорить фразы вроде: «Ну ты же уже большой, как тебе не стыдно?» или «Соберись, тряпка!». Важно понимать, что человеку, пребывающему в таком состоянии, и так очень тяжело, он чувствует себя слабым и беззащитным. Просто будьте с ним, чтобы он не чувствовал себя брошенным и одиноким.

Тому, кто оказывает помощь необходимо быть спокойным и собранным. Не делать вид, а действительно быть, и тогда пострадавший человек сможет почувствовать в вас опору, расслабиться, а если сможет, то и заплакать. Слезы в этом случае — самая лучшая награда, значит, ваш близкий, родной или клиент, вышел из шока, значит, вы смогли помочь.

Буду рада вашим отзывам, что помогло из моих советов

Фото взяты из открытых источников.

Связаться со мной можно по телефону +79811979730.

Также предлагаю вам заглянуть в другие мои соцсети: ВК и Дзен.

Автор: Пегина Ольга Анатольевна
Психолог, Клинический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru