Найти тему

Berliet-T100 – французский грузовик-рекордсмен

Всем привет!

В начале и середине прошлого века в сфере автомобилестроения была популярна гигантомания, и многие производили старались создать самую большую машину. Во Франции в этом плане отличилась фирма Berliet, выпустив гигантский грузовик Berliet-T100.

Источник фото: Pinterest.ru
Источник фото: Pinterest.ru

Нашего героя впервые представили на Парижском автосалоне в 1957 г. Столь огромных машин французский автопром еще не знал, и по некоторым данным, на выставке пришлось строить внешний павильон, чтобы разместить такого гиганта. Но не только это добавило хлопот французам – машина сама по себе была принципиально новой и очень требовательной к внутренним агрегатам: так, подходящих для нее моторов в стране не было, поэтому под капотом был установлен американский двигатель Cummins, объемом 28 л и мощностью 600 л. с. Главной бедой этого мотора стал чрезмерный расход топлива – до 640 л на сотню! Чтобы как-то сгладить эту проблему, создатели машины установили в нее пару топливных баков емкостью 950 л каждый.

Другой проблемой стали колеса: грузовик был рассчитан на езду по бездорожью, и чтобы 200-тонная громадина не проваливалась под землю, пришлось устанавливать новые широкие шины, каждая из которых чуть выше взрослого человека. При этом механизм автоматической подкачки отсутствовал, а это могло сказаться на работе машины.

Пришлось улучшить и оснащение кабины. В распоряжении водителя полноценный набор приборов, огромный руль, вращать которого помогал отдельный двигатель, и рычаг 4-ступенчатой полуавтоматической КПП на рулевой колонке. Лестница в кабину при этом располагалась на колесной арке сзади.

Кабина Berliet-T100. Источник фото: topwar.ru
Кабина Berliet-T100. Источник фото: topwar.ru

После первого представления в Париже реклама огромной машины продолжалась: она была представлена в Женеве, Хельсинки, Франкфурте, Лионе и других городах. Параллельно завод-производитель начал испытывать свое детище: две машины в 1958 г. были отправлены на испытания в г. Сен-Приест, к юго-западу от Лиона, при этом вместе с гигантами ездили специальные машины Berliet Gazelle, на которых перевозили запчасти и домкрат. И тут возникли новые проблемы: оказалось, что 600-сильного мотора недостаточно для перевозки 80 т грузов по пересеченной местности, поэтому на последующие экземпляры стали устанавливать мотор мощностью 700 л. с.

Тем не менее, опыт продолжился, и последующие Berliet-T100 были отправлены на нефтяные и газовые месторождения в Алжир:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Для него же была создана модификация в виде самосвала:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Но дальнейшая судьба машины не сложилась удачно. Конструкция автомобиля оказалась сырой, а завод Berliet в 60х гг. стал испытывать финансовые трудности и не мог больше заниматься гигантскими грузовиками. В результате до 1959 г. было выпущено всего четыре машины, две из которых со временем затерялись. Зато повезло тем, что работали в Алжире: одна из машин в 1981 г. была возвращена во Францию и восстановлена:

Источник фото: commons.m.wikimedia.org
Источник фото: commons.m.wikimedia.org

Вторая же машина осталась в Алжире и была установлена в качестве памятника в г. Хасси-Мессауд, что на востоке страны:

Источник фото: Pinterest.ru
Источник фото: Pinterest.ru

Так и стал напоминать о себе Berliet-T100 – самый большой грузовик того времени. Он не сумел полностью раскрыть себя из-за многих недочетов в конструкции, но остался символом той мощи, что старались воплотить в машинах многие мировые автопроизводители.

А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!