Какая тема может быть благодатнее для кинематографистов, чем Одесса первых послереволюционных лет? Никакая. Повесть «Зелёный фургон» Александра Козачинского в этом смысле даёт столь широкое поле деятельности для творческих натур , что просто дух захватывает. Шумный и весёлый город у моря, захватываемый попеременно белыми, красными, зелёными, петлюровцами, япончиками и прочими монгольчиками, в котором , наконец, кое-как установилась Советская власть. Власть начинает бороться с преступным элементом, для чего призывает в ряды милиции всех желающих. Выпускник гимназии Володя, Патрикеев поклонник Шерлока Холмса, немедленно в эти ряды вступает. Тут и начинается эта чумовая история про угнанный конокрадом Красавчиком вместе с двумя вороными зелёный фургон и главу преступного мира Одессы Червеня.
На этот сюжет снято два фильма: в 1959 и 1983гг. Режиссёр первого Генрих Габай внёс в образный ряд повести значительные изменения. Володя предстает не начальником отдела милиции, а рядовым милиционером, у Красавчика появляется сестра Маруся, а самому конокраду, Володе Бойченко по повести, даётся имя Сергей Цымбалюк. Фамилия же главного героя из Патрикеева превратилась в Козаченко. Как и в большинстве советских фильмов, здесь мы видим добротные актёрские работы, хотя выдающихся имён не наблюдается. То есть это типичный советский приключенческий фидьм периода 50-60-х с крепкой и понятной идеологией. Если же рассматривать его как экранизацию повести Козачинского, то в этом аспекте вопросов к фильму много. Если выразиться кратко, автор писал не совсем это. Атмосфера в фильме ни разу не «козачинская».
Совсем иное дело – фильм, поставленный в 1983 году Александром Павловским. Правда, здесь тоже есть расхождения с повестью, но практически все они не принципиальны и общего смысла не меняют. Единственное серьёзное образное изменение – Червень. В книге этот бандит прекрасно известен милиции, все знают, как он выглядит, просто не могут поймать. К тому же никакой политической программы он не имеет. В фильме же всё наоборот: внешность Червня неизвестна, кто он такой – милиции неведомо. И то, что авторитетным бандитом в итоге оказывается известный адвокат, друг семьи Патрикеевых в исполнении импозантного Регимантаса Адомайтиса – полная неожиданность для всех. Адвокат бандитствует в фильме исключительно их идейных соображений – он враг Советской власти и мечтает, награбив побольше, удрать в эмиграцию.
Актёрский состав здесь совершенно потрясающий. И бог бы с ними, с Дмитрием Харатьяном и Александром Соловьёвым – молодые и красивые актёры играют практически самих себя. Но Эдуард Марцевич в роли зашуганного периодической сменой власти профессора Патрикеева, Борислав Брондуков в роли рядового Грищенко, норовящего заполучить арестованный самогон «во временное пользование», Константин Григорьев – бравый «начоперот», Екатерина Дурова – бывшая гимназистка Катенька Верцынская, а ныне одесская налётчица Катька-Жарь… Всех не перечислить, здесь каждый образ – жемчужина, актёрский шедевр. Ну, а закадровый голос несравненного Армена Джигарханяна – это отдельный бонус.
Безусловно, эта экранизация уверенно выигрывает у старой. «Зелёный фургон» 1983г. – это по сути гимн молодости, дружбе, мечте и романтике. Кроме того, в нём звучит прекрасная музыка Максима Дунаевского.
И есть обшее «но». Почему-то оба режиссёра не воспользовались великолепным структурным приёмом писателя. Повесть двухслойна. Действие начинается через много лет после истории зелёного фургона. Зимой в южном санатории собирается небольшое общество, которое развлекает себя тем, что каждый вечер кто-то рассказывает интересную историю. Особое внимание в обществе на себя обращают два человека – известный писатель и врач. И когда очередь доходит до врача, он рассказывает эту историю о зелёном фургоне и сыщике Володе. Слушатели полагают, что он говорит о себе, но истина вскрывается только по окончании рассказа, когда проясняется дальнейшая судьба Володи и Красавчика. Очень жаль, что кинематографисты дружно не воспользовались этой элегантной придумкой писателя.